Сегодня ситуация на рынке FinTech в Украине не самая лучшая. События 2020 года определили новые условия и новые задачи. Пандемия Covid-19 изменила не только структуру рынка FinTech, но и его перспективы.
Финмониторинг-2020 с одной стороны является шагом к Евроинтеграции, с другой стороны стал ударом по банковской системе. Не умеют, не хотят и не привыкнут наши люди жить в условиях прозрачной финансовой системы. Безусловно предприниматели, бизнесмены и представители криминальных структур будут искать или создавать новые схемы сокрытия собственных доходов и их источники. То же самое касается поисков схем по оптимизации налоговой нагрузки. Практика работы с ФОПами говорит о том, что украинцы будут искать и находить решения.
На этом фоне 11 августа президент Украины подписал закон об игорном бизнесе и открыл тем самым шлюз не только для азартных людей, которые жаждут сорвать куш, но и для тех, кто будет организовывать эту «большую игру». К этой же категории «быстрого» заработка можно отнести и ряд FinTech проектов, игру на биржах и криптобиржах. Таким образом рынок FinTech может стать своеобразной меккой как для азартных людей, так и для тех, кто будет вынужден искать способы оптимизации налогов и создания серых или черных схем.
Однако при всех инструментах FinTech, это сектор рынка заметно дискредитирован за последние 5-7 лет. Одним их последних примеров является Foin Cryptocurrency, чей офис находился в Киеве до окончательного обвала этой криптовалюты. Подобные компании изначально создаются не для бизнес-целей, а для реализации криминальных замыслов. В итоге тысячи инвесторов и вкладчиков остались без денег. По сути своей подобные модели ничем не отличаются от ограбления, в котором к сожалению большинство инвесторов изначально добровольно соглашаются принять участие. Таким образом, весь финансовый рынок в Украине переживает не лучшие времена, на фоне стремительно развивающегося рынка FinTech, который также регулярно преподносит неприятные сюрпризы. В итоге возникает два крайне актуальных вопроса — куда идти и с кем работать?
Именно по этому поводу состоялось интервью с Юттой Пинко — человеком, который стоял у истоков зарождения сферы FinTech в Израиле, прошедшей Sales / Compliance / Retention Training от таких финансовых регуляторов как CySec и FSCA. В настоящее время госпожа Пинко представляет весьма амбициозный итальянский стартап.
Расскажите, в чем особенность FinTech и как выглядят проблемные стороны этого рыночного сектора?
Для того, чтобы получить общее представление о FinTech, достаточно несколько часов провести в сети интернет, поэтому не буду тратить ваше время на банальные ответы. Весь вопрос в том — как конкретное лицо или компания собираются использовать инструменты этого рынка. Вы же понимаете, что любой инструмент и любой предмет можно использовать как во благо, так и для совершения преступлений. На этом рынке, на мой взгляд, центральной категорией является доверие. И в этом плане все игроки на этом рынке находятся словно на одной большой лодке. Если кто-то типа Foin под видом белой компании, начинает совершать преступления, доверие ко всем игрокам на рынке уменьшается.
Сегодня для одних FinTech — это бизнес, для других — игра на бирже или, например, способ сокрытия больших денег, которые можно бесследно транспортировать из одной точки мира в другую. Безусловно есть и категория азартных игроков, для которых это наркотик, и они, вкладывая деньги, рассчитывают на огромные проценты, например, 2-8% в день. Последняя категория лиц чаще всего становятся жертвами «черных» FinTech компаний. Конечно, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: как не стать очередным пострадавшим?
Ютта, что послужило предпосылкой для создания вашего стартапа? Как вы себя позиционируете на рынке Украины?
Я не собираюсь превращать себя в финансового гуру или прикидываться тем, кем я не являюсь. Было бы правильнее сказать, что меня пригласили в стартап. Безусловно за последние 15 лет я работала в разных структурах этого рынка на разных территориях (Израиль, Великобритания, Кипр). Я знаю текущую ситуацию изнутри, а также людей этой отрасли.
Все что сейчас происходит на рынке FinTech в восточно-европейских странах и странах западной Европы создает предпосылки к возникновению новых запросов и соответственно — новых компаний на рынке. Вероятно, именно это и послужило причиной инициирования создания в Риме компании «JP Banken-Solutions & Co». Сразу скажу, что идея компании принадлежит не мне. Последние три года я выстраивала деловые отношения с южно- итальянскими коллегами и вот через три года это дало свои плоды. На юге Италии люди очень прагматичные и достаточно суровые по меркам Украины. Когда они что-то создают, они как правило видят долгосрочный потенциал и перспективу.
Мы базируемся в Риме, но начинаем работать на территории Украины, в силу того, что я на данный момент нахожусь на этой территории. Постепенно мы будем двигаться на запад Европы. Некоторые украинцы после серии личных встреч назвали итальянскую компанию «крышей на рынке финансовых услуг» (смеется). Это не так. Понимаю, что это скорее местный менталитет и последствия 90-х дают о себе знать. Мне хотелось бы, чтобы «JP Banken-Solutions & Co» ассоциировали с безопасной гаванью — как в юридическом и финансовом, так и в репутационном смысле. Кто-то скажет, что мы предлагаем покровительство, но на самом деле это не так. Для определенного числа компаний мы обеспечим возможность играть по понятным правилам. А тем, кто будет пытаться нарушить эти правила, придется вспомнить о справедливости.
Когда вы говорите про новые запросы рынка и новые виды компаний, что именно вы имеете в виду?
Этот вопрос несколько раз обсуждался в Риме с моими партнерами. Они это видят следующим образом: есть две многочисленные группы лиц, с которыми практически никто сегодня не работает, именно с ними стоит начать выстраивать сотрудничество.
Первая группа людей — это сотни тысяч людей, которые пострадали на рынке FinTech. Это совершенно разные люди из множества стран, которые потеряли от нескольких тысяч до нескольких миллионов евро. Это азартные игроки, которые доверились разным компаниям типа Foin. У этих людей объективно нет никаких рычагов для того, чтобы в какой-то обозримый период добиться возврата денег или хотя бы части денег. Кстати людей из первой группы мы рассматриваем в том числе как кадровый потенциал. Среди них есть немало тех, кто с удовольствием уже сегодня готов освоить новую профессию. Тем более они знакомы с отраслью, и у многих из них есть серьёзный мотив не только вернуть деньги, но и помочь другим. Не исключено, что из подобных людей возникнет сетка партнёрских структур вокруг нашей Римской компании.
Вторая группа — это компании, которые стараются работать и строить бизнес. Они сталкиваются с множеством проблем как на первом этапе выхода на рынок, так и в ходе активной фазы работы. Дело в том, что такие компании невыгодны крупным «серым» и «черным» игрокам. Именно поэтому у компаний второй группы регулярно возникают сложности, которые созданы искусственно. Например, репутационные удары — это классика жанра. Традиционно для этого используется ярлык «scam» и, если вы не знаете, как в кратчайшие сроки защитить себя от информационной атаки, это может поставить крест на бизнесе.
Самая главная проблема, что на рынке FinTech вы не сможете самостоятельно и быстро отличить «белых» от «серых» или «черных». Все три категории могут скрываться под регуляторами, таких как CySec, FSCA регуляторы, которые располагаются в маленьких офшорных странах. К счастью, или к сожалению, эти регулятивные функции весьма условны. Они не являются никакой страховкой от того, чтобы вы не стали очередной жертвой.
Соответственно, рынок требует некой альтернативной формы регуляции.
Согласна, лучше предупредить, чем бороться с последствиями. Но откуда, простите, появятся деньги в таком бизнесе? У тех, кто уже потерял, денег уже нет. У тех, кто только выходит на рынок, есть масса альтернатив с точки зрения выбора консультантов и менторов.
Вы совершенно правы, это не компания «Робин Гудов» из итальянских гор и равнин. Повторюсь, европейцы проектируют подобные компании исключительно в случае понятной перспективы и прагматичного расчета. С теми, кто пострадал на рынке FinTech можно выстраивать долгосрочное деловое сотрудничество. Их никто не рассматривал с точки зрения людей, которые располагают огромным объёмом информации. Среди них есть самые разные люди. Просто их как правило рассматривают исключительно как кошельки для ограбления.
Тем, кто строит компании на рынке FinTech безусловно нужна не только защита, они готовы платить не малые деньги за то, чтобы не повторять ошибки, допущенные их предшественниками. Когда мы говорим о защите — это не только репутационная защита, но и финансовая, юридическая и, при необходимости, даже силовая. Таких компаний не мало, но они вряд ли найдут некую компанию, которая в состоянии комплексно решить эти вопросы. Я более 10 лет работала на этом рынке и понимаю, о чем говорю. Отдельные частные услуги предоставляются, но комплексного решения с глубоким пониманием рынка FinTech я не встречала в тех странах, где работала. Более того, с этими компаниями мы будем выстраивать и новые совместные проекты. Здесь идет речь про множественные источники дохода. Но самое главное в любом подобном проекте — это люди. В частности, этим я буду заниматься ближайшие 6 месяцев здесь в Украине. Рынок труда в Европе находится в плачевном состоянии. Чаще всего там людей превращают в роботов, способных только строго следовать алгоритмам. В этой деятельности, безусловно, нужно другое качество людей, и людьми нужно заниматься. Готовых кадров здесь нет.
Расскажите, как быстро вы планируете запустить ваш стартап в работу? Как будет происходить его реализация?
Проект, который мы обсуждали в конце прошлого года с моими итальянскими друзьями, планируется долгосрочным. Несмотря на то, что офис находится в Риме, моими партнерами являются жители юга Италии. Они никогда и никуда не торопятся. У нас нет сумасшедших амбиций о захвате того или иного рынка. Думаю, что это теоретически невозможно при самом большом желании и ресурсах. А вот модель «безопасной гавани» — это очень интересная концепция.
Проект мы планируем запускать в несколько этапов. Первый этап уже позади, офис в Риме открыт. Тем временем я буду представлять компанию на территории Восточной Европы, готовить кадровый состав и постепенно двигаться в направлении Западной Европы. Как я уже говорила, кадровый состав — это время и деньги. Этим нужно очень много заниматься. Мне это удобнее делать в Украине. В этой специфической отрасли подготовка людей занимает много времени, зато и результат соответствующий. Научить обманывать людей в теме, где все слабо ориентируется, простите, для этого много мозгов иметь не нужно. А вот для того, чтобы решать вышеописанные задачи — вот здесь нужно очень серьезно поработать. У меня сейчас есть группа людей, которых я готовлю и в Италии, и в Украине. Думаю, обучение займет от 6 до 12 месяцев.