Украинская адвокатура под ударом?

20 апреля, 2023

За последний год многие общественные, политические, социальные процессы не только в Украине, но и в других странах мира претерпели сильных изменений. Однако, что бы не происходило, лакмусом для любого демократического общества всегда остается уровень защиты прав человека. Адвокатура – этот тот независимый институт, который и занимается защитой этих прав, выступая неким буфером между государственной машиной и самим гражданином. При этом, на постсоветском пространстве права самих адвокатов нередко нарушаются. 

С вопросом о том, в каком состоянии на данный момент находится уровень нарушений прав адвокатов в Украине мы решили обратиться к главе Комитета защиты прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности Национальной Ассоциации Адвокатов Украины, адвокату Владимиру Клочкову. 

—  Владимир, изменилась ли тенденция в нарушении прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности после 24 февраля 2022 года? 

— Безусловно, да. С начала вторжения в страну российских захватчиков, систематические обыски у адвокатов, к которым мы за последние годы уже привыкли, действительно прекратились. Как вы понимаете, в этот период времени украинским правоохранителям было не до нарушения прав адвокатов, равно как и не до своей основной работы. Однако, очень быстро украинские правоохранители пришли в себя и уже начиная с 3-4 марта 2022 года обыски у адвокатов, равно как и нарушения их прав во время обысков, снова возобновились. 

Я хорошо помню первый такой обыск — в начале марта 2022 года это был обыск в офисном центре, где кроме коммерческих офисов находились и два больших адвокатских объединения. Уголовное дело было зарегистрировано по ст. 263 УК Украины – незаконное обращение с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами. Как вы понимаете, правоохранители должны были искать оружие, но вместо этого они взломали сейфы коммерческих структур и изъяли оттуда денежные средства и бухгалтерские документы юридических лиц. Какое отношение имеет оружие к денежным средствам, а тем более к документам? Точно такой же вопрос задали представители Комитета, которые приехали на место событий. Тогда, правда, членам Комитета удалось убедить правоохранителей не заходить с обыском к адвокатам. 

Также помню еще один обыск в адвокатском объединении в конце марта 2022 года, в котором участвовало около 30 сотрудников Службы безопасности Украины. В тот момент времени, как все помнят, российские войска еще стояли под Киевом, ввиду чего я поинтересовался у прибывших сотрудников СБУ: «Неужели вам больше нечем заниматься? Враг под городом стоит. Неужели СБУ нечем заниматься?». Отмечу, что статья, по которой происходило досудебное расследование, была экономическая — не терроризм, не шпионаж, не финансирование государства-агрессора. На мой вопрос следователь ответил, что он просто выполняет указание руководства. 

— Исходя из того, что вы говорите, за последний год ситуация с нарушением прав адвокатов ухудшилась по сравнению с мирным временем?

— Безусловно, ухудшилась. Причина этого в том, что в военное время даны очень большие преференции правоохранительным органам, еще большие возможности для проведения обысков. Я напоминаю, суды в начале войны не работали, и для проведения обыска было достаточно постановления прокурора, чем недобросовестные правоохранители и пользовались, а если в ЕРДР добавлены статьи 111, 113, 114, то в таких случаях у правоохранителей – полный «карт-бланш». То есть правоохранители используют власть, данную им государством для того, чтобы, с одной стороны, свести счеты с теми адвокатами, которые активно защищают своих клиентов, а с другой – для того, чтобы показать, что адвокаты должны «вести себя тише» при выполнении своего профессионального долга по защите граждан. 

— Совсем недавно произошел вопиющий случай, связанный с нарушением прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности сотрудниками Государственного бюро расследований (ГБР). Расскажите о произошедшем. 

— Да, именно об этом я написал на своей странице в Facebook. Я защищаю права адвокатов начиная с 2015 года, в том числе выезжая на обыски. Однако за 8 лет моей практики по защите прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности, такое я вижу впервые. Сотрудники ГБР во время проведения ими следственных действий (обыска) 06 апреля 2023 года совершили максимальное количество нарушений прав адвокатов при проведении одного обыска. 

Первое — это отождествление адвоката с его клиентом, что прямо запрещено законом. По инсайдерской информации, полученной Комитетом впоследствии, мотивом таких действий была месть клиентам, которых эти адвокаты защищали. 

Второе — это полное игнорирование процедуры и установленных законом фильтров, которые необходимо пройти для получения разрешения на обыск у адвоката. Сотрудники ГБР проводили неотложные следственные действия (ст.233 УПКУ) без законных на то оснований, таким образом им удалось избежать процедуры получения судебного решения. Что я имею в виду: адвокат – это специальный субъект, в отношении которого существуют специальные (особые) процедуры в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства Украины. Эти процедуры были просто проигнорированы.   

Третье – во время проведения обыска не были допущены адвокаты, которые приехали для оказания правовой помощи своим клиентам, а это уже препятствие адвокатской деятельности, что является преступлением согласно статье 397 Уголовного кодекса Украины. Те же адвокаты, которых допустили – подверглись психологическому и физическому давлению. Более того, пострадавшими адвокатами были женщины. 

Четвертое — во время обысков у адвокатов были незаконно изъяты мобильные телефоны, ноутбуки, личные денежные  средства, а также  их личные автомобили, что является полным игнорированием неприкосновенности имущества адвоката, при изъятии  личных мобильных телефонов и ноутбуков была нарушена и раскрыта адвокатская тайна по всем клиентам данного адвоката, а это прямое нарушении статьи 161 Уголовного процессуального кодекса Украины. 

Таким образом, на одном обыске 06 апреля 2023 года, который проводили сотрудники ГБР, я увидел максимальное количество нарушений прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. 

Также хочу отметить, что это уже тенденция со стороны ГБР в отношении адвокатов. Сотрудники данного правоохранительного органа еще до войны неоднократно пытались нарушать права адвокатов и гарантии их адвокатской деятельности, но всегда встречали незамедлительный отпор со стороны Комитета, со стороны Комитетов Рады адвокатов Киева и Киевской области. Теперь же, пользуясь военным положением, пользуясь тем, что у нас остается все меньше рычагов для реагирования на нарушения, они пытаются сделать подобные вопиющие действия обыденной систематической практикой. 

Случай, который произошел 06 апреля 2023 года ярко показывает, что адвокатура в данный момент в Украине осталось без каких-либо гарантий, без каких-либо прав, что в том числе является полным игнорированием не только норм Конституции Украины, но и Европейского вектора движения нашего государства. 

Без преувеличения такую тенденцию можно назвать не просто опасной, а такой, которая угрожает самим демократическим основам существования нашего государства. Откровенно говоря, адвокатура осталось, наверное, единственным органом в Украине, который не поставлен на колени и который пытается сопротивляться незаконным и откровенно беспредельным действиям правоохранителей. 

С моей точки зрения, подобные инциденты, которые, к сожалению, уже стали ежедневной практикой, это попытка поставить украинскую адвокатуру на колени, запугать адвокатов и сделать их «статистами», которые просто за руку, по указанию следователя, будут провожать своих клиентов в тюрьму.

Одна из причин такого поведения правоохранителей – это фактическое отсутствие ответственности и необратимости наказания за совершенные ими деяния. На практике часто бывает так, что пока удается доказать незаконность подобных действий, данный правоохранитель уже не работает в этом органе, либо еще хуже – он уже имеет статус адвоката. Я вам гарантирую, если бы в год было хотя бы 10-15 обвинительных приговоров по ст. 365, 397-400 Уголовного кодекса Украины из тысячи зарегистрированных по этим статьям ЕРДР(ов), то статистика нарушений и посягательств на адвокатов опустилась бы до статистики Европейских государств. Наблюдайте за пабликом нашего Комитета в Facebook, очень скоро мы выложим интереснейшую статистику по последнему вопросу.

Конституция Украины дает гарантию каждому гражданину Украины на надлежащую правовую помощь. Адвокаты не могут ее предоставлять, не могут оказать надлежащую правовую помощь, если они находятся «под прессом» правоохранительной системы, которую покрывает Офис Генерального прокурора и прокуратуры других региональных уровней. В результате таких действий гражданин Украины не может в своей стране получить право на справедливый суд, на достойное отношение со стороны правоохранителей. Ведь демократия в стране как раз и измеряется уровнем прав гражданина. Она измеряется тем, как государство следит за соблюдением прав гражданина. 

Адвокатура — это единственный институт, который очень часто остается один на один между гражданином Украины и всей репрессивной государственной машиной. Мы (адвокаты) единственный буфер, который принимает на себя все удары, направленные на гражданина.

Какие-то меры Комитет защиты прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности НААУ, Рада адвокатов Украины сейчас принимают либо планируют принять в связи с произошедшим 06 апреля 2023 года? 

— На днях было внеочередное заседание Комитета. Сразу отмечу, что на моей памяти это первый раз, когда глава РАУ и НААУ лично принимала участие в заседании Комитета, а это ярко свидетельствует о том, насколько кричащий факт нарушений прав адвокатов произошел 06.04.2023 года. Фактически, это был плевок в лицо адвокатуры со стороны правоохранительной системы и Офиса Генерального прокурора.

Мы будем обращаться и уже обратились к международным институциям. Мы будем обращаться к международным партнерам, потому что, если честно, все меньше и меньше остается веры в то, что мы найдем правосудие в Украине. 

Я думаю, что я вынесу на заседание Комитета идею, которая давно уже предлагалась, а именно – создать некий «реестр» тех сотрудников украинских правоохранительных органов, которые нарушали права адвокатов. Безусловно, такой «реестр» будет основан исключительно на бесспорных фактах. Если Рада Комитета проголосует за это, то данный реестр будет вестись. Также мы панируем внедрение порядка, согласно которому при проведении обыска у адвоката на место будут выезжать 20, а если необходимо – и 50 членов Комитета(ов). Говоря Комитетов — я имею в виду Комитет защиты прав адвокатов Киевской области. Очень сложно нарушать права адвокатов, когда на тебя смотрит 50 членов Комитета. И мы будем это делать, так как нам просто не оставляют другого выбора. 

Отмечу, с началом военной агрессии РФ против Украины адвокаты надеялись, что в такое тяжелое для всех время нарушения и беспредел прекратятся, но мы видим, что это не так. К сожалению, правоохранители остались на своих позициях, и методы их работы не изменились, а только ухудшились.

— Можем ли мы сказать, что ситуация доведена до той точки, где, грубо говоря, «либо мы, либо они»? 

— Да, мы не только можем об этом говорить, мы обязаны об этом кричать. Если сейчас это продолжится, и войдет в практику, то наступит катастрофа для независимости института украинской адвокатуры. То есть все действия сводятся к тому, чтобы забить последний гвоздь в равноправие участников процесса и оставить адвокату только один выбор – не активно защищать права клиента любым способом, который не нарушает закон, а работать в рамках очерченных тебе следствием и прокуратурой. 

Да, нам всегда повторяют, что мы имеем равные права в процессе: прокурор, следователь, адвокат. Но это неправда. Такое положение вещей существует только на словах и «на бумаге». 

Кроме того, примечательно, что недобросовестные правоохранители, судьи и прокуроры, которые покрывают их незаконную деятельность, не понимают того, что завтра это коснется уже их лично. Правильно сказал Виталий Наум на последнем совместном «круглом столе» — они рубят сук, на котором сидят. То есть завтра эти следователи, судьи, прокуроры сами могут стать подозреваемыми, и та беззаконная практика, которую они формируют коснется уже лично их. Они потом первые будут кричать, что нарушаются их права и права их адвокатов. На данный момент, я имею уже достаточно реальных примеров этому. 

К сожалению, правоохранители, судьи, прокуроры это понимают только тогда, когда попадают под пресс созданной ими же незаконной машины. 

Поэтому, честно говоря, если ситуация не изменится, можно отказываться от адвокатских свидетельств. Я лично и другие мои коллеги не хотят быть статистами, не хотят и не будут. Это возвращение к адвокатуре советских времен. Старшие коллеги рассказывали, как они приходили к следователю и спрашивали его мнение — как вести дело.

Также отмечу, что сейчас, во время войны, адвокатура ослаблена. Очень много наших коллег эмигрировало. Очень многие, дай Бог им здоровья и сил вернуться — были мобилизованы. Опять же, если говорить о равноправности сторон, хочу вам напомнить, что прокуроры получили бронь, судьи получили бронь, а адвокаты бронь не получили. Поэтому ни о каком равноправии речи быть не может, ни де-юре на де-факто. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

«Я обращаюсь ко всем украинским адвокатам. Друзья, прекратите распри внутри «Цеха»! Именно эти внутренние распри, эта борьба за конференции, за съезды, борьба за клиентов либо еще за что-то, дает правоохранителям повод нас не уважать и с нами не считаться. Прекратите это! Иначе независимый институт адвокатуры перестанет существовать, либо он будет существовать в том виде, в котором существует в государстве-террористе России и в государстве Беларуси. Вы посмотрите, не так долго осталось. Или мы сейчас все объединимся и дадим отпор, или вам придётся отказаться от своих адвокатских свидетельств, если вы не захотите выполнять функцию статиста в процессе и защищать своих клиентов в рамках, которые вам позволит следователь. 

Я обращаюсь ко всем адвокатам Украины! Друзья, забудьте про конфликты и распри! Давайте объединяться! Давайте вместе встанем против этого беспредела! Давайте заставим уважать украинскую адвокатуру, чтобы каждый, кто имеет желание нарушить права адвоката — знал, что наказание за это неизбежно! Коллеги, Библия нам говорит: «Царство, разделившееся само в себе, не устоит». Так вот мы сейчас разделены сами в себе, мы воюем друг с другом. Именно это позволяет правоохранителям так к нам относиться. Забудьте это, пожмите друг другу руки, и давайте все вместе встанем единым строем против нарушителей наших прав и гарантий». 

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Погода

Погода, 02 Квітень
Погода в Києві
+6

Макс.: +8° Мін.: +2°

Вологість: 92%

Вітер: WNW - 20 KPH

Погода в Львові
+2

Макс.: +3° Мін.: 0°

Вологість: 86%

Вітер: WNW - 23 KPH

Погода в Харкові
+16

Макс.: +20° Мін.: +11°

Вологість: 51%

Вітер: SSW - 32 KPH

Погода в Одесі
+12

Макс.: +13° Мін.: +9°

Вологість: 75%

Вітер: SW - 38 KPH

Погода в Дніпрі
+16

Макс.: +18° Мін.: +11°

Вологість: 51%

Вітер: SSW - 38 KPH

Предыдущая публикация

Палец давида

Следующая публикация

Смоктуновский всю жизнь скрывал правду о себе

Свежие публикации

Опасность независимого мышления в зоне конфликта: дело Олега Мальцева

Диабет, бронхиальная астма, отказ в медицинской помощи и содержание в неотапливаемом карцере — это лишь часть испытаний, через которые проходит украинский ученый Олег Мальцев в одесском СИЗО. Особую тревогу вызывают условия содержания…

ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ ТОГО, ЧЕГО НЕ ПОНИМАЕМ? КРИМИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ДЕЛЕ О. МАЛЬЦЕВА

Дело академика Олега Мальцева вызывает не только резонанс, но и глубокие вопросы, касающиеся того, как наука и инновации воспринимаются обществом и государством. Почему исследователь, признанный за рубежом, становится объектом преследования на родине?…

Украина: Подозрения в фабрикации уголовного дела

Когда такой авторитетный эксперт, как Вилли Фотре, берется за освещение дела, его мнение становится не просто одним из многих — это голос, за которым стоит многолетний опыт и мировое признание. Вилли Фотре,…

Константин Слободянюк: Обращение из-за стен СИЗО

На фоне множества громких дел и обвинений в Украине, каждое новое заявление, связанное с делом академика Олега Мальцева, вызывает не только интерес, но и закономерные вопросы. Особый резонанс приобрело письмо Константина Слободянюка,…

Когда закон становится сценой для выступления. Видимое и невидимое в деле Мальцева

Дело Мальцева быстро стало предметом пристального общественного интереса. То, что начиналось как юридический вопрос в Украине, теперь привлекло внимание далеко за пределами страны, отчасти благодаря кампании #FreeUkrainianScientist в Интернете. Однако не только…
ПерейтиНаверх

Вам может понравиться