Фактическая дедолларизация, о которой в последнее время слышно все чаще – это, скорее, выдача желаемого за действительное. После национализации резервов центрального банка РФ, многие страны, особенно Китай, призадумались о том, как вывести свои резервы из доллара США. Но возможно ли это сделать?
На самом деле ответ на вопрос очевиден: это сделать невозможно по той причине, что эта задумка просто невыполнима. Например, в резервах Китая — триллионы долларов, и для того, чтобы они куда-то «ушли», необходимы 2 составляющие:
- Валюта должна быть свободно конвертируемая, без каких-либо ограничений, а это, зачастую, могут обеспечить только западные рынки, где свободное обращение капитала;
- Должны существовать финансовые активы на эти стоимости (имеются в виду ценные бумаги).
Центральные банки стран не хранят наличные деньги. Они покупают облигации, чтобы те давали хоть какие-то доходы. Иначе деньги обесцениваются, в том числе и доллар. Соответственно, должен быть актив на триллионы долларов. Хороший пример — Китай или Саудовская Аравия, так как у них одна из самых крупных сумм резервов. При этом нельзя «перелить» эти резервы в какие-то другие инструменты. Почему? Потому что есть западный рынок, в котором свободные движения капитала (Евросоюз и США). США задает весь тренд и рынки. В основном, на США завязаны все Европейские страны. Других стран нет.
Почему невозможно размещение в рублях?
Размещение в рублях невозможно по той причине, что нет достаточного объема рынка облигаций. Для возможности перелива двух триллионов на десятки триллионов долларов, должен быть рынок облигаций. В любом другом случае, это будет всего лишь форма передачи своих долларов из одной страны — в другую. То есть если бы Китай перелил свои резервы, он, по сути, просто бы отдал свои доллары; а на это никто не пойдет. То есть нет таких рынков и финансовых активов, чтобы перелить свои резервы. Страны, желающие уйти от доллара, есть. Есть и активы, и суммы резервов в центральных банках, а куда уйти — нет.
Рынок облигаций создать невозможно, всегда всё будет исходить от прикладной задачи, поэтому даже в торговле между Китаем и Россией большую часть финансовых операций проводят в долларах. На доллар США и валюты стран, завязанные на экспорт, на рынок США (евро, фунт, японская иена) приходится порядка 95% торговых потоков, выраженных в этих валютах. Поэтому никакого процесса дедолларизации не идет.
Конечно, РФ и Китай могут договориться и открыть друг другу счета в ЦБ в своих национальных валютах. Предположим, Китай открывает счет, который эквивалентен 10 млрд юаней, РФ, в свою очередь, по курсу, открывают счет в рублях, и запускает их по крупным контрактам. Но это всего лишь незначительная часть от всего массового оборота, который не будет увеличиваться. Почему? Потому что – да, можно договориться с китайской государственной нефтяной компанией, что она будет покупать нефть в России и расплачиваться юанями, а Россия, в свою очередь, за юань будет что-то покупать в Китае. Но производитель игрушек или производитель мелких товаров – это мелкие частные предприниматели, которых в Китае сотни тысяч, и им российский рубль не нужен. Потому что сырье закупается в другой стране, где все равно нужен доллар. Все просто, так удобно!
«Можно ли подобные операции расширять на государственном уровне? Да, можно. Но это все равно будут какие-то проценты от общего оборота. К тому же, будут требовать государственного вмешательства».
То есть мелкие производители используют доллар не потому, что его заставляют, а потому что это удобно. Любая другая валюта будет требовать транзакционные издержки. Поэтому двигать торговлю в своей национальной валюте на определенные доли — можно, а вот перелить основные резервы из доллара США в другую валюту — НЕТ. И это невозможно просто технически, к тому же это породит 1000 дополнительных проблем.
Вдобавок хочу сказать, что существует крутой телеграм-канал «Лайфхаки McKinsey». Этот канал про актуальные события, бизнес возможности, аналитику и исследование процесса становления компании McKinsey. И не только. Советую подписаться.