“Дженин, Дженин” — так называется фильм, снятый в 2002 году израильским режиссером Мухаммадом Бакри.
Начиная с подписания соглашений Осло и возвращения Ясира Арафата и компании на территорию Палестинской Автономии, в Израиле поднялась волна кровавого террора, которая, затихая и разгораясь, продлилась около десяти лет. Как бы… если вы привозите и селите по соседству людей, которые вас ненавидят и умеют только убивать, трудно ожидать, что они станут разводить цветы. Только в марте 2002 года от рук арабов погибло 130 израильтян.
Премьер-министром был Арик Шарон, у которого с решительностью никогда не было проблем. Правительство провело операцию “Защитная стена”, в ходе которой все большие палестинские города были профильтрованы армией от террористов, и на очень долгое время наступило затишье. Где-то это проходило достаточно мирно, где-то нет.
В Дженине, в начале апреля, наша армия понесла самые большие потери – 23 человека убитыми и 54 ранеными. Арабы заявили о массовых убийствах мирного населения, геноциде, резне, тысячах трупов на улицах и потребовали создания комиссии ООН по расследованию. Потом выяснилось, что убитых всего 55, из них большинство — с оружием в руках. Комиссии сдулись, извиняться перед нами за необоснованные обвинения, разумеется, никто не стал.
А Мухаммад Бакри снял псведодокументальное кино. Даже два. Существует две версии фильма “Дженин, Дженин”, одна из которых, более короткая (чуть менее часа) присутствует на большинстве сайтов, и более длинная, где “преступления” нашей армии показаны более красочно. Фильм был снят в Израиле. И, разумеется, вызвал в обществе более, чем неоднозначную оценку. Израиль — достаточно демократичная страна, где вы можете много чего себе позволить такого, что в соседних Египте или Иордании вы даже не подумаете сделать. Если хотите умереть своей смертью в почтенном возрасте.
Никто не любит, когда о нем плохо говорят. Когда о тебе лгут, это бесит. Лгут о нас часто, умело и охотно, и людям за это ничего не бывает, потому что очень многим нравится видеть Израиль — злом. Изменить то, что говорят о нас в других странах, мы не можем, но, когда то же самое делает израильтянин, это очень бесит вдвойне. То есть человек учился в тель-авивском университете, работал в театрах, снимался в кино и получал призы (за талант, не задарма), по крайней мере, до недавнего времени преподавал.
И этот человек снимает кино, где израильские солдаты давят танком пленных со связанными руками, обирают стариков, стреляют без разбору во все живое, даже (!) в котиков, и хуже фашистов.
В стране поднялась волна негодования, дело дошло до суда. Вернее, до судов. Даже до Верховного Суда. Тяжбы длились почти двадцать лет. Фильм попытались сразу запретить. Не прошло. В конце концов, в 2021-м фильм таки запретили по иску одного из показанных в нем солдат-резервистов, который изображен в ленте грабителем. Режиссер решением суда был обязан выплатить компенсацию. То есть иск частного лица против частного лица.
Подытожим. Есть демократическое государство, находящееся в состоянии войны с соседями. Представитель национального меньшинства в нем (этот же народ населяет враждебные страны) снимает фильм, открыто порочащий страну и армию и содержащий искажения и откровенную ложь. Государство не может запретить кино к показу. На фильм наложен запрет после двадцати лет разбирательств в судах. Причина — не политическая и не идеологическая. А клевета в адрес конкретного человека. Режиссер не уволен с работы, продолжает снимать кино и играть в театре. Преподает.
Это, в общем-то, все, что я хотел сказать о попытках закрыть музей Булгакова в Киеве.