Сегодня в Украине сложилась такая ситуация, что практически все становится цифровым. У нас есть «государство в смартфоне» – приложение «Дия», есть открытый доступ к реестрам, который дает новые возможности для того, чтобы проверить своих настоящих и будущих партнеров и убедиться в том, что данные, которые они предоставляют реестрам, соответствуют действительности. Но так ли это? Мы сегодня отчетливо видим, что во многих случаях ситуация выглядит таким образом, что несмотря на то, что в течении 2-х минут можем получить основную информацию по поводу любого предприятия в Украине, эта информация часто не соответствует действительности. И бывает так, что компания, которая открыла ООО, на самом деле ведет свою бизнес-деятельность через сеть ФЛП. Данная схема очень распространена в Украине. Она говорит о том, что само ООО, по сути, держатель брендов и торговой марки, а все контракты и денежные потоки проходят через ФЛП. Если мы посмотрим в реестрах по такому ООО информацию, то увидим, что у них нет никаких движений: минимальные обороты или вообще минусовой баланс. Поэтому данная информация в реестрах часто не соответствует действительности. И это всего лишь один из множества примеров, подтверждающих мою мысль, что полагаться на эту информацию рискованно.
Наверное, именно поэтому в 2021 году был заключен договор между Young Business Club и Европейским Обществом Защиты Кредитов. Об этом взаимодействии неоднократно упоминалось в различных статьях. Если вкратце, суть договора сводилась к быстрой проверке компаний, которые хотели презентовать свои проекты в Инвестиционном подклубе. Дело в том, что в Инвестиционном комитете YBC собрано большое количество молодых бизнесменов, которые за год могут инвестировать в различные проекты суммы, исчисляемые в сотнях тысяч долларов. И на такую «полянку» хочет попасть большое количество недобросовестных бизнесменов и предпринимателей, которые могут не выполнить обязательства перед инвесторами. Суть взаимоотношений между Young Business Club и Европейским Обществом Защиты Кредитов сводится к тому, чтобы сделать первичную проверку и не допустить на выступление в Инвестиционный комитет подобных недобросовестных людей. Как было описано в предыдущих интервью, в результате годовой работы Обществом Защиты Кредитов было выявлено, что добросовестных бизнесменов и компаний значительно меньше, по статистике в 9-ти случаях из 10-ти по компаниям существует ряд вопросов, которые были выявлены в ходе проверки.
Цикл наших интервью посвящен тем предпринимателям и бизнесменам, кому удалось получить «зеленую» полосу от Европейского Общества Защиты Кредитов, и чей бизнес прошел первичную проверку с точки зрения деловой репутации и легальности его ведения. И сегодня мы поговорим с Александром Сусловым, основателем компании «Вольтен».
– Александр, ваш проект один из немногих, которому удалось получить «зеленую» полосу при проверке ОЗК. По статистике, мало кто получает «зеленый свет». Расскажите про ваш проект.
– Проверка касалась текущего бизнеса, которым я занимаюсь с 2010 г. Проверялось юридическое лицо, организованное в 2014 г. Наша компания работает на рынке электрооборудования Украины и стран СНГ. Мы занимаемся, как производством электрооборудования (у нас собственное небольшое производство), так и его экспортом и импортом. В первую очередь, проверка касалась показателей, которые были связаны с репутационными рисками, по мне, в частности, и в целом по компании. Были ли какие-то судебные тяжбы, проблемы, негативные финансовые отчёты, а также претензии со стороны налоговой инспекции. Нам важна наша репутация, поэтому мы постоянно следим за всеми этими показателями. За все время работы компании, только один раз на нас подавали в суд. Было это 3 года назад. Данную ситуацию мы урегулировали мировым договором, и это, повторюсь, был единичный случай. Далее проверка касалась самого инвестиционного проекта, который я планировал презентовать.
А теперь про сам проект. Расскажу суть и положительные последствия от него как для отрасли, так и для страны. Миссией компании «Вольтен», в которой я соучредитель и директор, является экономия ресурсов Земли ради будущего поколения. Для реализации нашей миссии, мы активно работаем над поставками нового и качественного оборудования, а также подключением промышленных электростанций. В этом направлении для нас важно поддержание зелёной энергетики.
Также я давно хотел реализовать своим амбиции и внести свой вклад в сферу, связанную с переработкой отходов. Вы только задумайтесь, на данный момент в Украине 7% территории завалено отходами, а это по размерам больше, чем одна область! Для реализации своих целей, на протяжении последних 3-х лет я регулярно посещал различные форумы, выставки, связанные с экологией, служением среде обитания и другие мероприятия, связанные с этим направлением. В прошлом году я познакомился с одними украинскими разработчиками, технология которых меня сильно заинтересовала. Данная технология называется «объемная биоремедиация». Ее суть заключается в рекультивации, утилизации и переработке мусорных отходов на полигонах с помощью биологически активных смесей, которые на порядок ускоряют естественные процессы разложения веществ, также ускоряется процесс гниения, из-за чего убирается возможность выделения метана.
Все мы знаем, что такое мусорный полигон. Простыми словами, это территория, на которую свозится мусор без сортировки. Там происходит процесс гниения, брожения, выделений инфильтрата, а также постоянные горения и задымления. По статистике, в 5-ти километровой зоне от полигона продолжительность человеческой жизни уменьшается на 7 лет. Это очень серьезная проблема.
Непосредственно эти учёные реализовали несколько интересных проектов по биоремедиации. Буквально за полгода такие полигоны становятся экологически нейтральными, перестает выделяться инфильтрат в почву, перестают происходить процессы гниения, брожения. Их разработки – это довольно интересная технология. Причём стоимость их услуги в 2 раза ниже услуги, которую предлагают американцы, по своей технологии, и по времени она в 2-3 раза быстрее. Это такое «ноу-хау» в этой отрасли. Как я уже говорил, она меня, естественно, заинтересовала. Под «Евро-2012» в Польше они делали один из таких проектов. Сейчас на месте бывшего полигона стоит арена, которая принимала футбольные матчи «Евро-2012». Был ещё один такой полигон, сейчас на его месте находится парк. Представляете, был полигон, где постоянно что-то отравляло почву, воду, горело, стояла вонь, а потом на этом месте появляется парк! Так как меня это очень сильно заинтересовало, мы начали ввести с ними диалог о сотрудничестве. Пробовали продвигать данную технологию в Украине, но, к сожалению, отклик был отрицательный. Потому что хоть это и значительно дешевле американской технологии, но все-таки недешёвое мероприятие в рамках украинского бюджета. Тогда мы начали думать, каким образом мы можем повлиять на ситуацию с отходами? В Украине эта отрасль сильно криминализирована из-за текущих схем и текущих финансовых потоков. Почему открываются сортировочные линии или заводы, а потом закрываются? Потому что они переходят дорогу текущим финансовым потокам, которые идут в этом направлении, и когда нарушаются эти схемы, возникают определенные риски, вплоть до дальнейшего закрытия. Мы искали, где можем применить себя, чтобы не переходить дорогу существующим финансовым потокам, и чтобы нам не требовались дотации бюджета, как в технологии биоремедиации полигона. Нам нужна была самодостаточная и быстро окупаемая (в течении 4-5 лет) технология. После многих поисков, дискуссий и обсуждений с командой, мы пришли к технологии производства топливного брикета, изготавливаемого из отходов. И самое ценное заключается в том, что нужны именно те отходы, которые вывозятся сейчас на полигон.
В двух словах о сырье и процессах. У нас в Украине порядка 30-ти действующих сортировочных линий. Приезжают отходы на сортировку, отбирают вторсырье (это то, что можно повторно переработать) — стекло, бумагу, картон, пластик различных видов. Потом отделяется органика, тут могут использовать технологию компостирования – получения удобрений. А все, что осталось, сортировочные станции вывозят на полигон и платят за это от 150 до 300 грн. за тонну. Мы у них это сырье будем забирать бесплатно, то есть на полигон оно уже не попадет. Дальше мы его дополнительно отсеиваем, измельчаем, дробим, сушим, добавляем специальные катализаторы и на выходе мы получаем топливный брикет. И этот топливный брикет является отличной альтернативой топливному углю, газу и другим топливным брикетам, которые делаются из биомассы. Правда есть нюансы, которые необходимо учитывать: эти брикеты можно сжигать в котлах, где температура выше 1000 градусов, чтобы не выделялись никакие вредные вещества. Линию по производству такого брикета мы нашли в Житомирской области. Как только все процессы будут отточены и налажена производительность, будем активно запускаться. В частности, я должен был презентовать этот проект в ноябре, но я взял паузу, потому что не до конца еще все оттестировано. Технология уже тестируется полгода, правда непонятны пока еще все процессы. И как только все процессы будут полностью изучены, только тогда будет презентация, поиск и привлечение инвесторов, чтобы минимизировать все возможные риски. Потому что для меня очень важна репутация.
– Что послужило причиной, почему проекту понадобилось проходить проверку ОЗК?
– У нас в Young Business Club есть Инвестиционный подклуб. В YBC одно из условий презентации в Инвестиционном подклубе – прохождение предварительной проверки того, кто будет презентовать проект. Это не глубокое изучение, а поверхностный анализ, который дает понять, можно ли вообще человека допускать на эту презентацию, не будет ли дополнительных рисков. Может быть, за человеком тянется криминальное прошлое, или участие в пирамидах, есть непогашенные кредиты или другие проблемы. Потенциальные инвесторы могут просто потерять время, слушая такого спикера и изучая его бизнес-модели или решения. Поэтому у нас в бизнес-клубе это обязательное требование.
– Результатом проверки является отчет с присвоением определенного статуса. Как вы считаете, насколько ценной является информация, предоставленная в отчете для потенциального инвестора или партнера?
– Эта информация является базовым фильтром для первичного отсева. Но если бы я инвестировал, мне бы было ее недостаточно для принятия решения — участвовать в проекте или нет. Потому что все равно нужен более глубокий анализ, в том числе и самой бизнес-модели. Эта информация полезна с точки зрения первичного фильтра, как я говорил, чтобы понимать – вести дальше диалог или не стоит тратить на него время.
– Насколько вы были задействованы в этой проверке? Как она проходила и много ли вашего личного времени на нее было потрачено?
– При проверке моего времени было затрачено минимально. Я только отправил необходимые данные, которые запросил проверяющий: код ЕГРПОУ компании и презентацию с описанием и расчётами инвестиционного проекта. Всё остальное проводилось без моего участия.
– А как повлияло и повлияло бы на ваши бизнес-решения, наличие проверки ОЗК и получение «зеленого» статуса у компаний или проектов, с которыми вы только планируете взаимодействовать?
– Повлияло бы. В любом случае, перед тем как участвовать в каком-либо проекте, я бы делал глубинный анализ безопасности контрагента, насколько с ним вообще можно работать, и анализ самого проекта. Я ещё раз повторюсь, анализ, который был сделан – это первичный фильтр для дальнейшего взаимодействия и ухода в глубину. Поэтому, однозначно, повлияло бы положительно, сэкономило мне дополнительное время и ресурсы. Если человек не боится проходить какие-либо проверки, это дополнительный зелёный сигнал о том, что можно двигаться дальше.
– Насколько проверка ОЗК востребована у нас на рынке и почему?
– Я думаю, что это новый продукт, который будет востребован. Может быть не прямо в таком формате, как проверка ОЗК, а, возможно, ведение открытой базы по подписке или что-то в таком духе. Пока она наполнялась — была бы в свободном доступе, а потом перешла бы на платную подписку. Как я считаю, это был бы очень интересный продукт.
– Как часто на рынке бизнесмены сталкиваются с рисками невыполнением обязательств?
– Это довольно частая практика в Украине, особенно когда начинаешь взаимодействовать с новым контрагентами, может много интересного повылазить. Мы не говорим за предоставление кредитных ресурсов. Мы даже не говорим про взаимодействие бизнес-сторон, когда можешь отправить предоплату, но в ответ ничего не получить, такое тоже может происходить. Чтобы не допустить подобных ситуаций, наша фирма использует предварительный фильтр по контрагентам через Опендатабот, проверяем отсутствие текущих судовых тяжб и задолженности перед налоговой. Проверяя базовую информацию, подписываем договора, получаем оригиналы договоров и только потом отправляем предоплату. Но даже несмотря на это, есть риск невыполнения обязательств со стороны контрагента, и у нас такое было. У всех бизнесменов есть этот риск. В Украине вообще ведение бизнеса подразумевает более высокие риски, чем в других странах.
Было бы отлично, если бы в нашей стране существовала база недобросовестных контрагентов, которых можно было бы вносить компаниям по заявлению. Наличие такой базы, я думаю, положительно сказывалось бы на бизнес-среду. Но перед тем, как те или иные компании попадут в эту базу, они должна пройти жесткую модерацию, чтобы это были те компании, которые действительно не выполняют свои обязательства. Такая модерация нужна для того, чтобы исключить клевету со стороны кого-либо, даже тех же самых конкурентов.
– Насколько наличие «зеленой» полосы отражает репутацию бизнесмена?
– Однозначно отражает, это как первичный фильтр для дальнейшего взаимодействия. Потому что даже у самых проверенных по репутации и чистых компаний, все равно бывают какие-то факапы, ошибки. Без ошибок не бывает. Поэтому, в любом случае, проверка и получение «зелёных» сертификатов от ОЗК не дает 100% гарантию того, что будет всё хорошо и замечательно.
– Как вы считаете, дает ли проверка ОЗК перспективы и возможности, если да, то какие для развития и масштабирования бизнеса?
– Думаю, что сама по себе проверка дает возможность стать на следующую ступень, то есть это не открытие дверей. Это путь к привлечению инвестиций и выстраиванию отношений с кредиторами и инвесторами. И проверка ОЗК, как одна из ступеней для того, чтобы пройти этот путь и в дальнейшем получить финансовые ресурсы. С одной стороны, получение финансовых ресурсов — это хорошо. Но самое важное потом эти финансовые ресурсы вернуть кредитору, либо инвестору, с выплатой ожидаемой прибыли, либо % по кредитной линии. Поэтому я считаю, что это одна из ступеней, которую необходимо тоже пройти для дальнейшего развития компании.
Первичная проверка — это одна из ступеней, потому что дальше, в любом случае, будут дополнительные проверки, оценка финансовой модели и самого проекта. То есть очень много разных составляющих, которые могут оказать влияние, но, однозначно, если рассматривать, предположим, контрагентов, которые прошли эту проверку или те, которые не прошли, то уровень доверия к тому, кто прошел проверку, будет выше.
У меня, как у журналиста, после данного интервью появились новые вопросы. И главный заключается в том, что если со слов Александра «экспресс проверки» недостаточно для принятия решения об инвестировании, то какую задачу решают эти «экспресс» отчеты? Поэтому я решила обратиться за комментарием к руководителю Европейского Общества Защиты Кредитов – Павлу Педине.
«Александр действительно во многом прав, «экспресс отчет» от ОЗК позволяет экономить время, потому что предоставляет потенциальным инвесторам независимую экспертную информацию, которая позволяет им принять правильное решение. Но когда мы говорим о том, чтобы принять правильное решение, мы не говорим о принятии решения об инвестировании в этот момент времени. Мы говорим о том, что инвестор может заинтересоваться проектом и принять решение, что ему интересно его рассмотреть. И если стороны приходят к такому понимаю, что им интересно рассмотреть партнерство или длительное сотрудничество, в «Европейском Обществе Защиты Кредитов» есть услуга о более длительной и глубинной проверке, которая может рассмотреть все те нюансы, которые не проверяются во время первичной «экспресс проверки».
Потому что, по сути, когда произошел договор между YBC и ОЗК перед теми людьми, которые хотят получить инвестиции в Инвестиционном комитете, у них образовался некий пропускной пункт в виде ОЗК, в котором ОЗК говорило им «стоп». Давайте посмотрим ваши документы и внимательно изучим кто вы, и если вы будете подходить, то мы вас пропустим. Если у вас будут какие-то недопустимые нарушения, согласно правилам Инвестиционного подклуба, то вы даже не сможете презентовать свой проект, потому что риск очень высокий. И те люди, которые прошли и те, которые заинтересовали инвесторов, при необходимости каких-то инвестиций и стратегического или партнерского сотрудничества, здесь им открывается возможность более глубиной проверки. Но даже более глубинная проверка не всегда дает комплексную информацию, потому что всего за несколько недель не получится изучить бизнес с разных сторон, и всегда остаются некие зоны, которые необходимо дополнительно проверить. ОЗК может и это делать, то есть это может касаться и юридических аспектов, это может быть финансовый аудит и прочие вещи, которые могут потребовать отдельной экспертной проверки. В ходе инспекции инспектор может обнаружить какие-то вещи, но он, например, не юрист, и может потребоваться юридическая проверка, либо могут быть заявлены какие-то суммы, которые потребуют финансовой проверки на соответствие действительности. Далее, если мы говорим, что планируется партнерское сотрудничество, либо один из инвесторов YBC решил войти в долю компании, то ему и этой информации может не хватить, потому что у него в голове возникают другие вопросы: «а сколько на самом деле стоит эта компания и на каких условиях ему будет безопасно стать совладельцем этой компании?». И для ответов на эти вопросы есть 4-й уровень проверки ОЗК, который называется «дьюдилиджанс». Целью данного уровня является определение фактической стоимости инвестиционного объекта и определение условий, на которых инвестор может безопасно вкладывать деньги».