Сейчас в мире наблюдается пугающая тенденция: все больше людей хотят сделать себе пластическую операцию, чтобы выглядеть также, как на отредактированных селфи. Ряд специалистов считают, что непосредственно приложения для редактирования фотографий провоцируют у людей психическое расстройство, при котором человек чрезмерно тревожится по поводу изъяна в своем теле – дисморфию.
Еще в 2017 году англичанка Люси О’Грэди рассказала на телевизионном шоу о том, как боролась с желанием постоянно изменять свою внешность, чтобы выглядеть также, как на своих отредактированных селфи. Ей настолько понравилось, как она выглядит на фото после обработки в приложениях, что женщина приняла решение сделать несколько пластических операций.
Всё началось с того, что жительница Великобритании начала делать селфи и редактировать их в приложениях, которые тогда только появились: You Cam Perfect, Face Tune, Snapchat. Как рассказала Люси, это помогало ей справиться с грустью.
«Каждый раз, когда я была расстроена, я фотографировалась, редактировала селфи, загружала их онлайн и убеждалась, что выгляжу неплохо. Только вот когда я смотрела на себя в зеркало, то снова разочаровывалась», — рассказала британка.
В итоге, женщина приняла, решение, что хочет в жизни выглядеть так же, как на отредактированных фотографиях. Подтолкнуло её к этому свидание с молодым человеком, с которым она познакомилась в сети. На первой встрече мужчина сказал, что в жизни Люси выглядит не так, как на фотографиях в интернете. Тогда женщина и отважилась на пластическую операцию, за которой последовали следующие…
С Люси в студии присутствовал пластический хирург Дэн Марш, который сказал, что к нему приходит все больше таких пациентов как Люси. Большинству из них врач отказывает, потому что чаще всего то, чего они хотят, недостижимо даже хирургическим путём. В скором времени специалисты начали называть данное явление snapchat-дисморфией (Snapchat dysmorphia).
Термин был придуман доктором Тиджионом Эшо, пластическим хирургом клиники The Esho Clinic. По словам доктора Эшо, нет ничего страшного в том, что человек хочет получить более гладкую кожу и выразительные глаза. «Снэпчат-дисморфия» начинается тогда, когда пациент мечтает выглядеть в точности также, как на снимке фоторедактора, и по-другому не может воспринимать свою внешность. Доктора беспокоит тот факт, что «снэпчат-дисморфией» страдают в основном подростки и молодые люди, вне зависимости от пола.
В ноябре 2018 года в журнале Американской медицинской ассоциации (Journal of the American Medical Association) вышла статья, со следующей статистикой: по информации Американской академии лицевой и реконструктивной пластической хирургии, в 2017 году 55% специалистов сталкивались с клиентами, которые ложились под нож ради хороших селфи. И если раньше люди приносили фотографии знаменитостей, чтобы стать похожими на них, то теперь они приносят свои фото, обработанные в фильтрах.
«Научные исследования на основании материалов подростков наводят на мысль, что люди с дисморфическим восприятием своего тела могут искать в соцсетях возможности для подтверждения своей привлекательности. Повышенная активность в соцсетях, в том числе постоянные попытки создать себе конкретный имидж или анализ чужих фотографий и их комментирование, могут быть признаком повышенного недовольства своим телом», — говорится в статье. — Повсеместное присутствие этих отретушированных изображений может ударить по самооценке, внушить неудовлетворенность тем, что в реальном мире ты смотришься по-другому, и даже спровоцировать телесное дисморфическое расстройство. В таких случаях хирургия — не выход, она не ослабит латентное телесное дисморфическое расстройство и даже напротив — может его усугубить «.
Уже в октябре прошлого года представители социальной сеть Инстаграм заявили, что начнут избавляться от фильтров, в которых доступны эффекты пластической хирургии: накачанные губы, выделенные скулы, подтяжки лица и другие «инъекции красоты».
«Мы пересматриваем нашу политику — мы хотим, чтобы наши фильтры приносили людям только положительные эмоции», — сказал пресс-секретарь «Инстаграма».
Что же касается британки Люси О’Грэди, в какой-то момент она осознала свою зависимость и поняла, что постоянно гонится за недостижимым идеалом. Тогда она отказалась от инстаграма, который по ее словам, вызывал у нее больше всего тревоги, и устроила себе каникулы – уехала из города помогать бездомным собакам — это позволило ей справиться с зависимостью.
«Я переключила внимание со своей внешности другие вещи и перестала гнаться за недостижимым идеалом красоты, который видела на своих отредактированных селфи. Сейчас я нравлюсь себе такой, какая я есть. Думаю, что все больше людей становятся подвержены дисморфии селфи и об этом нужно говорить, чтобы человек не бежал к пластическому хирургу, а прежде обратился к психологу», — считает Люси.