Прошло почти три месяца с момента введения карантина в Европе, США, а затем и в Украине. Хотя пандемию и карантин каждый воспринял по-своему, можно сказать, что ситуация оказалась бедой одной на всех. Едва ли найдутся хоть один человек или людское сообщество, кого бы пандемия вообще никак не коснулась.
Поэтому, с точки зрения последствий пандемии для человека, классификация граждан могла бы выглядеть таким образом:
1) Значительно пострадавшие (потеря родственников, потеря бизнеса, ценных сотрудников);
2) Пересидевшие домашний карантин (лишившиеся различных благ, работы, путешествий, командировок, развлечений);
3) Особо не обратившие внимания на случившееся и происходящее (кроме повышения цен и закрытых заведений, ничего больше не заметили, и даже не носили маску).
Разумеется, это лишь основные категории. Есть и другие, менее значительные и не определяющие положение дел, пункты. Вспомните латинское выражение: сколько голов, столько умов. Естественно, все эти месяцы жизнь не стояла на месте, природу не запугаешь и в карантин не запрёшь. Многое менялось – быстро или постепенно.
Совершенно очевидно, что сегодня СМИ уже не так активно заваливают пространство новостями о заболевших, выздоровевших и преставившихся по воле Всевышнего. Тот горячий интерес, которым полыхали самые разные СМИ еще месяц назад, явно пошел на убыль. Да и потребителю, кажется, продукция эта уже не так интересна. Открываются границы, открылись заведения, возобновляются транспортные перевозки, заробитчане возвращаются в Европу. И у некоторых граждан, прогуливающихся улочками-переулочками, на лицах заметны недоумение и растерянность: «Уже прошло? Проходит? Но… что это было? Что такого случилось? Где горы трупов? Где прекратившие приём кладбища? Что-то вообще изменилось?»
И всё это остаётся пока риторическими вопросами: ясных, точных, определённых и убедительных ответов нет. Вакуум. Тот самый вакуум, который, как уже давным-давно известно, природа на дух не переносит.
На экранах телевизоров и на страницах газет за все это время мы чаще слышали выступления политиков и читали мнения редакций, опирающихся на тех же политиков, что весьма странно. Нельзя сказать, что не выступали эксперты. Но чаще выступали такие, которые априори не разбираются в данной области, или такие, кто не могут что-либо объективно комментировать по причине ангажированности.
К большому счастью, после долгих 60 дней карантина, (который в Украине продлится и дальше, до 22 июня) о пандемии заговорили ученые из разных стран мира. 22 мая прошла международная конференция на тему «Жизнь в эпоху Пост-Апокалипсиса» (PALE-2020).
В ней приняли участие ряд известных ученых, социологов, психологов, криминологов, бизнесменов, религиоведов и философов. В их числе был и французский философ, социолог, последователь и ученик «крестного отца постмодернизма» Жана Бодрийяра — Люсьен Оулахбиб.
Доктор Люсьен обозначил в своем докладе три крайне важные, по мнению автора, темы:
— психология неполноценности общества;
— ситуация вокруг пандемии COVID-19;
— отношения между законом и свободой граждан.
Доктор Люсьен акцентирует внимание на том, что сегодня в мире мы имеем очень развитую цивилизацию, образованные слои населения по всему миру, технологический прогресс. С другой стороны, мы наблюдаем повсеместно тенденцию власти всё более жестко подчинять себе общество. Поэтому постоянно создаются препятствия естественному и вполне законному стремлению всякого отдельного человека и его сообществ к лучшей жизни. А то, как распорядились своей властью правительства разных стран в отношении пандемии, стало оценкой их государственных качеств. Некоторые весьма авторитетные учёные оценивают это одним термином — ущербность. Психология ущербности – пожалуй, самый подходящий и надёжный инструмент для анализа сложившейся в мире ситуации и выводов.
Доктор Люсьен не отрицает того, что речь идёт о вирусе. Но верно ли он и его последствия были оценены власть имущими? Не воспользовался ли некто реальной эпидемией – одной из бесчисленных в истории Европы и человечества — для неких своих выгод? Учёный пришел к выводу: мировая пандемия чрезмерно раздута и притянута за уши. Более того, она не имеет тех страшных свойств, которые ей приписывают различные “эксперты”. Очередная новая разновидность гриппа, безусловно, со своими особенностями, не принципиально отличается от тех атак гриппа, которыми так изобилует история. Разумеется, не стоит забывать тех жертв пандемии, которые действительно от нее пострадали – тех, кто умер от этой болезни, потерял родных и близких, лишился средств к существованию или же чьи планы были полностью сорваны. Но на самом деле не так трудно узнать, сколько людей в разные времена оказались в таком же положении из-за гриппа. Однако, почему-то за все эти месяцы в СМИ не появилось практически ни слова о заурядности проблемы. Ведь было бы достаточно наряду с пропагандой здоровой жизни, культуры быта, санитарии и гигиены, проинформировать о фактических цифрах таких эпидемий в нашей стране и за рубежом — как ни о какой панике уже не могло бы быть и речи. Стало быть, в планы «начальства» спокойствие народа, его психологическая стабильность и дружный отпор беде попросту не входили? По крайней мере, ситуация выглядит именно так. К примеру, в прошлом году, или раньше, мы не наблюдали такого массового освещения о болезни в СМИ. Хотя людей умерло достаточно много и от пневмонии, и от обычного гриппа в том числе.
Случившееся, по мнению учёного, очень ярко проявило ущербность общества. И СМИ в этом плане сыграли, безусловно, огромную роль.
Господин Люсьен считает, что «это хорошо продуманный глобальный проект, тестовый проект, чтобы проявить ущербность общества, чтобы посмотреть, как выглядят ущербными и богатые, и средний класс населения. СМИ в этом плане сыграло безусловно огромную роль. А те, кто пытаются сказать “нет” или “это все ложь” — им быстро затыкают рты и вываливают фальшивые экспертные заключения».
Например, публикации фальшивых экспертных заключений типа материалов Нила Фергюсона — британского аналитика, спрогнозировавшего отчаянную картину: 80% населения планеты Земля заболеют страшным коронавирусом. В итоге это повлекло мгновенное закрытие границ, нарушение ряда международных правил, законов и конституций… К слову, к подобному мнению пришли и другие ученые, принимавшие участие в конференции «PALE-2020».
Что ждет нас в будущем, как говорится, будет видно. Наиболее близким к истине всегда считалась практика. Но уроки случившегося дорогого стоят. А к тому, за что заплатили высокой ценой, люди рассудительные относятся внимательно. Такой опыт – сын ошибок трудных – имеет и свою полезную сторону. И если такая наука пойдёт нам впрок — есть надежда на дальнейшую непозволительность разжигания паники, оболванивания массы сограждан, грязной политики и экономии на медицине и здоровье. Такова, во всяком случае, позиция данного конкретного учёного и того сообщества, которое мы по праву называем передовой наукой.
А пока одни пытаются подняться из крутого пике и восстановить свою деятельность, у кого-то другого, наверняка, продолжают увеличиваться финансовые счета для создания новой “пандемии”. Будет так или нет — мы сможем убедиться сами в дальнейшем. А пока эксперты размышляют над такими прогнозами, было бы не лишним хорошенько задуматься над тем, чтобы в итоге появились запасные варианты действий в прогнозируемом будущем.
Стоит отметить, что пандемия уже показала, что человеку сложно вырабатывать продуманные решения и прогнозировать, а, следовательно, стоило бы обратиться к ученым-практикам. И таким образом, совместными усилиями в следующий раз избежать глобального влияния искусственно созданной пандемии, а то и вовсе предотвратить ее.