В украинской армии сейчас остро стоит вопрос обеспечения ВСУ новыми образцами вооружения и военной техники. К тому же, недавно произошел связанный с этим скандал, к которому было причастно государственное предприятие «Укроборонпром». Чтобы прояснить ситуацию с обеспечением вооружением вооруженных сил Украины мы пообщались с руководителем «Ассоциации производителей вооружения и военной техники Украины», полковником запаса Русланом Джалиловым.
- Какие сейчас существуют актуальные вопросы относительно разработок и модернизации военной техники?
— Относительно разработок:
— проводится работы по созданию 155мм САУ на базе КрАЗ «Богдана»;
— на этапе государственных испытаний АСУ огнем артиллерии «Оболонь-А»;
— разработаны новейшие реактивные снаряды к РСЗО «Смерч»;
— проводятся работы по освоению ремонта и модернизации устаревших ракетных комплексов морского базирования «Нептун», ЗРК «КУБ» и «С-125 «Печора» и на стадии ожидания результатов испытаний МФРК «Гром»;
— наконец проводятся работы по освоению производства боеприпасов 152, 155, 82 и 60 мм
По восстановлению — за счет массового восстановления стратегического и избыточного запаса ВВТ, осуществлялись мероприятия по восстановлению боеспособности существующих и вновь созданных подразделений.
Хочу сделать акцент на то, что вся информация была нами получена из официальных открытых источников (сайта Министерства обороны и СМИ).
Добавлю, что именно частные компании Украины имеют определенные достижения в производстве и модернизации вооружений и военной техники, некоторые из них представляли образцы на выставке, которая недавно проходила во Львове.
Наземный роботизований комплекс «БРП-3»
Станция очистки питьевой воды «Джерело FPW – 2000»
Модернизированные в Украине приборы наблюдения и прицеливания с использованием тепловизионных технологий
Если конкретизировать, то за пять лет войны по поставке новейших (модернизированных) отечественных образцов Украина получила:
— небольшое количество модернизированных боевых и транспортных самолетов, РЛС и катеров;
— ограниченное количество ЗРК «ОСА», новейших бронетранспортеров БТР-4Е, БТР-3ДА и ДОЗОР-Б;
— недостаточное количество различных модификаций бронированных машин «Казак-2 и 2м», «Варта», «Барс-8» и грузовых автомобилей семейства КрАЗ и Богдан.
Лучше решались вопросы по обеспечению ПТРК «Стугна», «Корсар», минометами, БПЛА, систем РЭБ и снайперскими винтовками разных калибров.
Украина также получила военно-техническую помощь:
— автомобили HMMWV Hummer;
— БПЛА RQ-11B Raven; 40 мм гранатометы РПГ «PSRL-1», ПТРК «Javelin», контр батарейные радары AN / TPQ-36/49, средства защищенной тактической связи HARRIS, антиснайперские комплексы.
Эта информация была нами получена из официальных открытых источников Министерства обороны и СМИ.
— Что именно из вооружений и военной техники было разработано и внедрено для вооруженных сил в последнее время?
— По результатам проведенного анализа экспертами нашей Ассоциации сделан вывод: за 5 лет войны из новейших образцов вооружения в ВСУ поставлялись:
— бронетранспортеры БТР-4Е; БТР-3ДА и БМ Дозор-Б;
— активно с участием более 20 частных компаний осуществлялось снабжение беспилотной техники и мы практически вышли на 100% уровень обеспеченности;
— с достаточно высокими темпами мы освоили производство бронированных машин различных марок («Казак», «Брасс-8», «Новатор» и «Варта»);
— бесперебойно осуществлялись поставки грузовых автомобилей семейства КрАЗ и Богдан;
— мы можем не волноваться за обеспечение ПТРК Стугна и «Корсары»;
активно проводилась работа по военной технической помощи, мы ежегодно с геометрическим увеличением получали большое количество образцов ВВТ;
— также находятся на разных стадиях разработки многофункциональные ракетные комплексы — 155 мм САУ «Богдан», АСУП, «Оболонь» и начато освоение производства боеприпасов к ствольной артиллерии и минометов;
благодаря частным компаниям, активно начато серийное обеспечение тепловизионными системами, как переносными, так и переоборудование существующих ночных устройств прицеливания и наблюдения, встроенных в различные образцы бронетанкового вооружения (замена электронно-оптических на тепловизионные).
— А что не удалось сделать?
— Не поставлено в ВСУ ни одного новейшего самолета, вертолета, ЗРК, ракетных комплексов, танков БМ «Оплот» и автоматизированных систем управления огнем артиллерии;
— принять решение по освоению производства и ремонта более 15 000 ед. предметов снабжения только номенклатуры ЦРАУ ВСУ, практически полностью отсутствуют и не пополняются комплекты ЗИП (одиночные, групповые, ремонтные);
— массовое серийное производство новейшего вооружения (обеспечение осуществляется на уровне взвода или роты);
— принять решение относительно построения заводов по производству боеприпасов к стрелковому оружию, порохов и других к ним составляющих;
максимально привлечь бюджет к мероприятиям по созданию новейших образцов ВВТ (в настоящее время 80% ОКР проводятся на оборотные средства предприятий-разработчиков).
Перечислять можно долго, а время потеряно…
— Какие существуют проблемы развития вооружений и военной техники и пути их решения?
— Если проанализировать причины недостаточно эффективной работы по обеспечению Вооруженных Сил Украины вооружением и военной техникой, то они могут быть как объективными, так и субъективными.
К объективным причинам относится недостаточное финансирование и отсутствие современных технологий по производству вооружения и военной техники.
К субъективным причинам мы можем отнести несовершенную военно-техническую политику государства, несовершенную нормативно-правовую базу, чрезмерное засекречивание вопросов, касающихся формирования и
выполнение оборонных заказов, отсутствие стратегической кадровой политики.
-Каким образом, по вашему мнению, мы можем решить данные проблемы?
— Что касается несовершенной военно-технической политики государства, я бы предложил создать в Министерстве обороны Украины эффективную структуру, которую подчинить одному из заместителей Министерства обороны по логистике и вооружению, с функциями формирования и внедрения военно- технической политики в государстве.
Целесообразно также этого человека наделить функцией управления жизненным циклом вооружения и военной техники и ответственностью за своевременное удовлетворение потребностей вооруженных сил Украины в новейшем и модернизированном вооружении.
Учитывая опыт ведущих стран мира, разработать Национальную систему модернизации, восстановления и снабжения.
Другое наше предложение — в Министерстве обороны создать эффективную структуру, которая бы отвечала и охватывала весь спектр задач по внедрению и реализации военно-технической политики в государстве не по принципу: «Делаем что можем, а делаем что нужно».
По проблеме несовершенной нормативно-правовой базы, мы совместно должны тотально пересмотреть всю нормативно-правовую базу. От всего, что тянет нас назад, отказаться и целенаправленно внедрять опыт ведущих стран мира. Другого пути у нас нет.
— Часто приходится слышать, что частные оборонные компании с их сверхбольшими мощностями не могут получить заказ Министерства обороны из-за того, что государственный оборонный заказ засекречен. Как, по вашему мнению, найти разумный компромисс в этом вопросе?
— Относительно чрезмерного засекречивания мероприятий государственного оборонного заказа, можно для закупки товаров и услуг в сфере обороны и безопасности широко использовать ресурс «ПРОЗОРО» с определенными ограничениями, а также отменить реестр исполнителей в Минэкономразвития, отбор исполнителей осуществлять на рыночных принципах, пересматривать ГОСТы советских времен в приказах Минобороны с учетом сегодняшних потребностей. Мы неоднократная говорили, если мы хотим привлечь максимальное количество возможных исполнителей государственных оборонных заказов, нужно избавиться коррупционной составляющей и сэкономить бюджетные средства. Нам нужно сделать процедуры закупки более прозрачными и открытыми.
Существует также проблема негативного влияния деструктивного инструмента в систему создания вооружений и военной техники – это существующая система ценообразования.
Для решения этой проблемы можно упростить процесс формирования расчетно-калькуляционных материалов или переход на формирование цены продукции в соответствии с Законом «О публичных закупках», а именно по результатам тендерных процедур. Формирование цены осуществлять по результатам мониторинга цен на подобную продукцию. Существующая система тормозит процесс развития вооружения и военной техники.
Кроме того, всем известно об установленной прибыли Министерства обороны Украины — 1% в закупке комплектующих и 20% на услуги по выполнению работ. При указанной в постановлении Кабинета министров Украины №517 — 5% и 30% соответственно. Это вообще негативно влияет на желание работать с Министерством обороны как государственному, так и частному сектору.
Из-за нерешенности данной проблематики нам известно, что приостановлены поставки бронетранспортеров в десантно-штурмовые подразделения.
Участие в международной выставке вооружения и технологий безопасности IDEX 2019 в Саудовской Аравии, в которой задействованы ведущие производители со всего мира, — хорошая возможность продвижение продукции украинских товаропроизводителей на мировой рынок
— Во время общения с военными среднего командного звена, они жаловались на отсутствие стратегической кадровой политики. По вашему мнению, как решить эту проблему в Украине?
— Я думаю, нужно провести полную демилитаризацию должностей Министерства обороны Украины и внедрить общественный контроль за конкурсным отбором кандидатов на должности за счет офицеров запаса, специалистов, специалистов других отраслей промышленности для передачи позитивного опыта работы.
Выскажу свою позицию: однозначно процессом создания и производства вооружений и военной техники должны заниматься подготовленные специалисты, а для этого должна быть эффективная система обучения государственных служащих всех рангов.