Мы говорим «Франция», подразумеваем «мода». Говорим «мода», подразумеваем «Кристиан Диор». Его называли и дамским угодником, и дамским диктатором. И он действительно посвятил свою жизнь и талант женщинам. Для него женщины были чудом, венцом природы, цветами несравненной красоты.
В его мастерских работали сотни женщин, его клиентками были лучшие и самые знатные женщины мира. Они его боготворили, молились на Мастера. Его советы принимались с благодарностью и выполнялись абсолютно точно, его поступки вызывали благоговейное восхищение.
Он создал великую империю моды, которая, несмотря на то, что Диора уже давно нет в живых, продолжает расти и развиваться, а плоды ее радуют женщин всего мира, и по сей день.
— Почему ты третий час сидишь в чулане, Кристиан? – удивленно спрашивала мама.
— Я думаю о карнавале. Тебе не кажется, что Сюзанне очень пойдет платье пастушки, мама?
Кристиан Диор родился в Гранвиле, в провинции Ла Манш, 21 января 1905 года в зажиточной семье. Через несколько лет семейство переехало в Париж и устроилось на новом месте в районе Пасси, который Диор так никогда и не покинет. Будущий кутюрье уже в юности увлекся рисованием, мечтал стать великим художником, но родители прочили сыну карьеру дипломата.
После настоятельных просьб матери Кристиан сдался и поступил в «Свободную школу политических наук». Однако на этом его политическая деятельность и закончилась. Вместо занятий по международному праву и географии, будущий кутюрье проводил время в музеях, учился музыкальной композиции и живописи.
Как и у многих юных парижских гениев, молодость Диора была бурной. В тесном кругу друзей он был неистощим на выдумки, его фантазия не знала предела, а талант был многогранен. После того, как старший брат Кристиана женился, мать стала прилагать усилия, чтобы «устроить судьбу» своего любимчика. Кристиан охотно посещал балы юных невест, знакомился с возможными «кандидатками», но не подпадал под их чары. Впоследствии о Диоре будут говорить, что у него такой взгляд на женщин, словно он каждую переодевает. Он уже тогда не мог спокойно смотреть на безвкусно или небрежно одетых женщин. И давал своим знакомым девушкам такие советы, от которых те приходили в неимоверный восторг.
Гадалка взяла руку Кристиана, посмотрела на ладонь, потом взглянула в его глаза.
— Тебя ждет много испытаний. Ты будешь очень, очень беден, но потом, благодаря женщинам, снова разбогатеешь, — сказала она.
— Вечно эти гадалки бормочут всякие глупости, — рассмеялся брат Кристиана.
Закончив обучение, Диор возвратился к своему увлечению и открыл небольшую галерею вместе со своим другом Жаком Банжаном. Здесь продавались картины старых мастеров и работы Дерена, Матисса, Брака, Пикассо. Галерея приобрела известность и солидную репутацию. Но счастью не суждено было длиться вечно. В 1931 мир Диора рухнул: всего за несколько месяцев сгорела от рака его мать, а его отец, финансировавший галерею Диора, разорился.
У него не было дома, у него не было денег, у него не было любимого дела. И самое страшное – он не мог продолжать вести привычный образ жизни. После трех лет полунищенского существования он заболел туберкулезом. Его друзья, с которыми он старался не потерять связь даже, несмотря на лишения, смогли отправить его на лечение. И только в 1935 году в Париж вернулся тот Кристиан Диор, о котором сейчас слагают легенды.
Диор нашел приют у художника и актера Жана Озенна. Он стал делать театральные костюмы. После, его друг помог показать рисунки Диора людям из модного бизнеса. И уже в 1938 году Диор сделал первый шаг к своему успеху, начав работать на Дом Робера Пиже и Люсьена Лелонга. Пиже научил его элегантности и простоте, у Лелонга же Диор освоил ремесло и технологию, унаследовал любовь к ручной работе, чутье на материал. Однако место Диора занял другой человек, когда тот был призван на фронт во время Второй мировой войны. И снова будущий мастер начинает с нуля: снова журналы, снова работа модельером…
«Неужели так будет всегда? Я буду ходить по этой улице, рисовать для чужих коллекций. Мне уже сорок лет, а кто я такой?»
Конечно, Кристиан упорно сам искал свой путь, его способности были несомненны, но его судьбу решил Марсель Буссак — миллионер, владелец огромной текстильной империи, скаковых конюшен и еще многого другого. Он дал первые финансовые средства Диору на открытие собственного дома моделей. При этом Диор считал, что ничего бы этого не произошло, если бы не металлическая звездочка от ступицы конного экипажа. Дело в том, что на перекрестке двух улиц, в одном и том же месте, трижды подряд Диор встречал друга детства, который спрашивал, не знает ли он хорошего модельера, которого можно было бы рекомендовать Буссаку. И каждый раз Диор спотыкался о звездочку. Дважды он ответил, что нет, не знает, а в третий раз назвал… себя.
Он получил неслыханные деньги (60 миллионов франков) и полную свободу действий. За 7 месяцев ему было необходимо проделать огромную работу: придумать коллекцию, найти и декорировать помещение, подыскать клиентуру и создать команду. «Быть самому себе хозяином в моем случае означало не столько свободу и прихоть, сколько подчинение самому неотступному долгу – преуспеть любой ценой», — вспоминал позже Кристиан Диор. В 1946 году в содружестве с Марселем Буссаком он открывает собственный Дом на авеню Монтень.
«Обычно утром мне очень трудно проснуться, но сегодня я просыпаюсь и тут же встаю. Я хочу прийти пораньше. В августе, как раз в то время, когда показывается моя зимняя коллекция, стоит чудесная погода. На улице Монтень — парижское лето…».
Первый показ моделей Диора прошел в особнячке на авеню Монтень на открытии дома моды Dior. Затянутые талии, высоко поднятый пышный бюст, маленькие круглые плечи, юбки до щиколотки, прямые либо довольно широкие – вот основные черты его первой коллекции, которая смело, порвала с наследием довоенной высокой моды, развивавшейся в сторону упрощенности и функциональности. Он ввел в моду платья, словно заимствованные у аристократок прошлых веков: длинные пышные, роскошно отделанные. На иные из них шло до сорока метров ткани! Казалось, новый силуэт, названный «new look», испугает покупателя, привыкшего за годы Второй мировой к коротким юбкам и квадратным пиджакам. Но случилось наоборот! 90 платьев в один момент смели все представления о моде у капризных парижанок. Уставшие от ограничений и нищеты, они с восторгом приняли коллекцию.
«Как можно показывать такую кричащую роскошь, когда только что закончилась война!?»
Но первый успех не был окончательной победой. Неожиданным протестом отозвалась пуританская в те времена Америка. «Как он посмел вернуться к роскоши в стране, парализованной забастовками, где правительства сменяются одно за другим, где не хватает буквально всего?», — резко реагировали привыкшие к независимости от Парижа за годы войны американские кутюрье. Был создан клуб в защиту коротких юбок. Диора обвиняли в том, что он обезобразил женщин. В Америке женщин, одевающихся в платья Диора, щипали на улицах, избивали зонтиками, стаскивали с них одежду. В столицах мира устраивались демонстрации «за» и «против», в борьбу включились мужчины… Через год вся Европа и Америка приняли новый стиль.
В последствие, когда имя Диора стало эталоном элегантности и красоты, мастера все еще продолжали обвинять его во всех смертных грехах. Но кутюрье строго придерживался правила: «Лучше пусть тебя ругают на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней». И этот принцип всегда оказывался верным. Так и в 1947 году газетная шумиха не смогла доказать, что новый силуэт плох, скорее привлекла внимание к новому слову в мире высокой моды. Не удивительно, что в том же 1947 году Диору вручили Оскара высокой моды.
Год спустя после знаменитого показа параллельно с созданием очередных коллекций Кристиан Диор начал осваивать систему продажи лицензий или патентов на все аксессуары, которые производили уже не в самом Доме, а на других предприятиях.
С 1947 по 1957 годы, придумывая две коллекции в год, Диор продолжал шокировать публику. Названия линий резали слух: «Венчик», «Циклон», «Вертикаль», «Тюльпан». Это были образы, которых публика ждала и опасалась. Перед каждым показом зрители трепетали. Какие изменения они принесут?
«Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставляла за собой целый шлейф желаний. Духи — необходимое дополнение личности женщины, это завершающий аккорд для платья, это роза, которой Ланкре подписывал свои картины».
Однако желание руководить небольшим домом моды для элиты противоречило умению Диора вести дела. После недолгих раздумий уже зарекомендовавший себя кутюрье принимает решение создать отдел мехов и открыть фирму «Духи Диор». Первым открытием для парижских модниц стал аромат «Мисс Диор», за ними последовали «Диорама» и «Диориссимо». Но и это не удовлетворило модельера. Вскоре кутюрье становится настоящим промышленником. Его предприятия выпускают галстуки, корсеты, перчатки, сумки, драгоценности. В 1953 году у Диора появился обувщик Роже Вивье, уже известный в США. Обувь — необходимый «штрих» для завершения силуэта — доводит изысканный облик «Диор» до совершенства.
Таким образом, к середине 50-х Диор возглавляет настоящую империю, ставшую признанным лидером в мире роскоши.
Обладая невероятным талантом, он не отрицал его в других. Он с первого взгляда мог оценить работу молодого дизайнера и всеми силами привлекал новичков в свой дом моды. Здесь кроил женские костюмы своей первой коллекции Пьер Карден, учились тайнам профессии Жан Луи Шеррер и Фредерик Касте. Диор не только отыскивал таланты, но и помогал им восходить на Олимп «Haute couture» — черта, отнюдь не свойственная этому миру. Так, Фредерик Касте уже в 24 года имел собственное ателье. Когда в 1955 году в Дом Диора пришел некий Ив Сен-Лоран, Диор быстро увидел даровитость новичка и вскоре назначил его своим преемником.
Успех сопутствовал Диору не только на подиуме. Он принял участие в постановке 15-ти фильмов, создавая костюмы для таких актрис, как Ава Гарднер и Марлен Дитрих в картинах Альфреда Хичкока и Марка Робсона. Диор открыл свои филиалы, дочерние фирмы и магазины в десятках стран (кроме СССР, естественно). В его магазинах женщины могли одеться с ног до головы: от чулок, туфель и трусиков до шляпок. Оптовые покупатели (модные магазины, универмаги) могли заказать лучшие изделия с маркой Диора для очередного сезона, а производители — приобрести эскизы и выкройки новых моделей. Мода — это жестокий мир огромных денег, конкуренции, шпионажа, похищения секретов. Диор выжил в нем и победил. Но победа ему далась слишком дорого.
В год его успеха, 1947-ой, с ним случился сердечный приступ, после которого доктора посоветовали ему больше заботиться о здоровье. Но Кристиан был ослеплен удачей и, одержим желанием жить. Он безмерно любил своих друзей и своих коллег. Он умел заботиться о других, но всегда забывал о себе. Его болезнь вернулась через 10 лет и забрала его из жизни навсегда. И через 10 лет, после премьеры своей коллекции, великий кутюрье умер от сердечного приступа, сидя на стуле в гостинице Монтекотини.
Он был на вершине успеха всего 10 лет, но его империя успела перевернуть мир. За короткое время марка Кристиана Диора стала символом моды и высокого качества во всем мире. Он умер, а его империя продолжала жить уже в руках 21-летнего Ив Сен-Лорана. Легенды о нем, сочиненные при жизни, ходят и сегодня. В них он предстает добрым, справедливым и… не от мира сего.