Жила-была девочка. Жила в маленьком одноэтажном Ташкенте, с кирпичными тротуарами, маленькими ишаками и проходящими караванами верблюдов. Девочка хорошо училась и много читала. Ее звали Катей, Екатериной.
Черепаха Тортилла советского кино, неподражаемое дитя эстрады и радиоэфира, Рина Зеленая никогда не была красивой, но неизменно — гомерически смешной. Артистка с усеченным именем («Екатерина» — не уместилось на ее первой в жизни афише) никогда не страдала ни «усеченностью» интеллекта, ни деформацией здравого смысла. Неслучайно от Качалова до Маршака с удовольствием записывали в ее дневник забавно-трогательные славословия. И как бы у востроносенькой артистки ни обстояло дело с красотой, но в силу прихотливого сочетания слепого случая и ее неслучайного дара Рине Зеленой удалось занять в искусстве (и в частности, в кино) уникальную нишу…
Когда она входила в комнату, ее не замечали. Не замечали, пока она не открывала рта. Но стоило ей заговорить — и никто уже не сводил с нее глаз, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую. Рина — сценический псевдоним актрисы, который возник благодаря стечению обстоятельств. Настоящее имя — Екатерина — не уместилось на первой в ее жизни афише, поэтому она решила сократить его до более простого и звучного Рина. С тех пор, Зеленую называли артисткой с усеченным именем, но с расширенными творческими возможностями.
Рина Зеленая не была актрисой-красавицей, которая могла покорить зрителя эффектной внешностью и лучезарной улыбкой. Зеленая была обаятельной, острой на язык, она могла в крошечном эпизоде раскрыть жизнь и все тонкости характера своей героини.
Впрочем, для сегодняшнего зрителя Рина Зеленая в первую очередь — киноактриса, а ведь полвека назад ее знали как артистку эстрадную, которая на детском языке рассказывала о взрослых проблемах. В дотелевизионную эпоху она была звездой радиотеатра.
Выступала Зеленая и в кабаре, и в ресторане легендарной гостиницы «Англетер». Именно там однажды во время ее выступления Сергей Есенин устроил драку. Но наутро пришел к ней с извинениями.
Зеленую называли артисткой с усеченным именем и расширенными творческими возможностями. Ее имя Екатерина не уместилось на первой в ее жизни афише, но оставшееся звучное Рина даже добавило ей какой-то интриги и пикантности.
По одной версии, Зеленая родилась в дворянской семье, по другой в чиновничьей. Но в кино ей предлагали роли всевозможных глупышек и провинциалок. Чего стоит только ее домработница из «Подкидыша».
Сегодня мало, кто знает, что сценарий этой комедии, которая вышла на экраны в 1939 году — Агния Барто написала в соавторстве с Риной Зеленой, и именно они придумали знаменитое «Муля, не нервируй меня», которое в последствие ненавидела Фаина Раневская. Кстати, после этого фильма — острые на язык Раневская и Зеленая подружились.
Говорят, их разговоры были настолько искрометны, что за ними хотелось записывать.Сейчас Рину Зеленую вспоминают в первую очередь по ее поздним киноработам — эпизоды в черно-белых лентах 40-х, 50-х годов знают плохо. Для многих зрителей она в первую очередь осталась черепахой Тортиллой. Оказывается, Юрий Энтин написал 3 куплета, но актриса категорически отказалась петь второй куплет, в фильм так и вошло: первый куплет, инструментал. третий куплет.
Мне казалось — счастье рядом,
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Пролетели лета дни.
Старость — все-таки не радость
Люди правду говорят,
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад.
Рина Зеленая попросила заменить «Лапу» на «Руку», но режиссер отказал. Тогда она сама отказалась петь куплет.
Еще одна звездная роль актрисы в кино — это миссис Хадсон в «Приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», где она вывела свою эпизодическую героиню практически на первый план. В последних сериях знаменитого сериала Зеленая снималась после того, как перенесла тяжелую болезнь и даже девятидневную кому.
За время своей работы Рина озвучила около тридцати разных персонажей, каждый из которых становился настоящим любимцем не только детей, но и взрослых. Так, ее необыкновенным голосом заговорила фея Гиацинта в мультике «Ключ», ленивый Вовка из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», любопытный Слоненок из одноименного мультфильма. Трогательный маленький мамонтенок из мультфильма «Мама для мамонтенка» тоже разговаривает и поет голосом Рины Зеленой. Актриса всю жизнь играла в маленьких эпизодических ролях, но зато, как она играла — своими появлениями на экране она могла обогатить весь фильм, — вспоминал в своей программе киновед Глеб Скороходов.
«Действительно у нее роли микроскопические, но зато они запоминались накрепко, некоторые ее персонажи настолько врезаются в память, что можно их цитировать, поражать их манере разговора. Это всегда очень точные яркие сатирические характеры», — говорит Скороходов. Рина Зеленая была не только актрисой, она всю жизнь писала сценарии, детские книги, придумывала развивающие игры для самых маленьких. Говорили, что так она тратит нереализованную материнскую любовь. Своих детей у актрисы не было.
Вторым и любимым мужем Екатерины Васильевны был архитектор Константин Топуридзе, автор фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок» на ВДНХ. Своих детей у Зелёной не было, воспитывала детей мужа от первого брака и его племянников.После смерти Топуридзе Рина Зелёная потеряла зрение и все свои роли будь то черепаха Тортилла из «Приключения Буратино» или бабушка из «Про Красную Шапочку» или миссис Хадсон, из сериала про Шерлока Холмса она играла практически слепой.
На съемках «Шерлока Холмса» ей исполнилось 85 лет. Она сказала режиссеру Игорю Масленникову: – «Отныне зовите меня Руиной Зелёной».Рина Зелёная всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. Как-то она сказала: «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти». И оказалась права. 1 апреля 1991 года был издан указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР, но в тот же день Рина Васильевна скончалась. Узнав об этой новости, в правительстве не стали давать ход документам… Это звание ей так присуждено и не было.