Не прощенное предательство друга и позднее счастье с двумя косичками.
Он шел по коридору МХАТа и повторял про себя: “Нормально”.
А в сердце как-будто нож всадили. И кто? Соратник, друг, человек, которому он был предан всю жизнь.
В тот вечер после очередного спектакля Евгений Евстигнеев зашел к Олегу Ефремову. Поговорить по душам.
Он пожаловался на роль, что ее неинтересно и трудно ему играть. На что Олег Ефремов в своей строгой манере сказал: “Тогда уходи на пенсию”.
“Это была трагедия для человека, который пыль на подоконнике мог сыграть. Без работы он не мог”.
Александр Панкратов-Черный
Он переплавил эту боль глубоко внутри никому не жалуясь и никого не обвиняя. Силы ему придавала поздняя, нежданная любовь. Но, сделав такой подарок, судьба отмерила ему короткий срок.
Когда Евгений Евстигнеев в 60 лет женился в третий раз, никто не поверил, что это всерьез. В театральной тусовке крутили пальцем у виска. Приятели говорили прямо: “Сошел с ума? Она же наставит тебе рога”. Но оказалось, она его спасла.
“Я обратил внимание на то, как эта женщина глядит на него. С такой любовью. Это нечто особенное. Это феномен какой-то. Она им любуется, и готова пылинки с него сдувать, потому что очень его любит. Он был счастлив, несмотря на все несчастья, которые свалились на него в художественном театре”.
Олег Басилашвили.
“Он был ухожен. Он был красиво одет, очень модно. У них был очень уютный, чистый дом. Этого ему в жизни всегда не хватало”.
Татьяна Васильева.
Красивую девушку из Минска он впервые увидел в стенах Школы-студии МХАТ, где был приходящим педагогом. Многие студентки были влюблены в Мастера, но Ира Цывина еще на втором курсе заметила, что из всех Евстигнеев выделяет именно ее.
Они долго прятали свои чувства друг от друга. Потом вместе прятались от окружающих. Но в какой-то момент Евгений Евстигнеев позволил себе быть свободным от чужого мнения и от навязанных стандартов.
“Поначалу, глядя на них, меня брала оторопь. Все-таки чувствовалась большая разница в возрасте. У Иры по молодости и по глупости еще была привычка заплетать две косички. Потом она перестала заплетать волосы. Но они очень хорошо жили. Просто очень хорошо”.
Татьяна Догилева.
Еще в молодости Евстигнеев был записан в “некрасавцы”. Для его карьеры в кино этот факт стал фатальным. Глубокие драматические роли ему не предлагали. Разве мог так выглядеть настоящий герой? Обычно актера звали на небольшие характерные роли в комедии.
На сцену его привела любовь к джазу. Рассказывают, что педагоги Горьковского театрального училища случайно увидели его в кинотеатре, где парень с окраины перед сеансом стучал на барабане.
И еще уговаривали его пойти в театральный.
-Сколько платите, — спросил Евгений. Мама была на его содержании.
-20 рублей стипендия, — ответили ему.
-Мужики, вы что, с ума сошли? Я фрезеровщик 6-го разряда. У меня 130 в месяц выходит.
Но училище все же закончил. А когда вошел во вкус, захотел стать артистом МХАТа. Попасть туда можно было только через школу-студию. В 28 лет он снова стал школяром.
Его очень долго воспринимали как комический персонаж. Поэтому, когда он женился на юной Гале Волчек, в школе-студии только и обсуждали этот мезальянс. Галина — начитанная московская девушка, дочь известного кинооператора Бориса Волчека, которая жила в одном доме с Райзманом и Роммом. И в квартире убирала домработница.
Этой семье был явлен жених — провинциальный, нищий, смешной, лысый человек.
Естественно, что папа был поначалу против такого союза. Молодые долго скитались по квартирам, ночевали даже на вокзале. Бытовые трудности воспринимали с юмором. Ведь их главным домом был театр “Современник”, который они сами и создавали с Олегом Ефремовым.
Рождение сына не смогло помешать разладу в семье. Что-то пошло не так. Волчек узнала, что у мужа роман на стороне.
Внимание Евстигнеева привлекла хрупкая Лилия Журкина. Она совершенно не была похожа на Галину. Журкина пришла в труппу театра “Современник” в 1962 году.
В это время Евстигнеев был уже на пике популярности. За билетами на “Голого короля” московские театралы занимали очередь с ночи.
Увидев Евгения впервые, Лилия подумала: “Господи, какой же старый и страшный”. Сама Лилия была невероятно красива.
“Он ее все-таки завоевал. На собраниях он садился позади нее и дул ей в шею. Вот такое было завоевывание мамы. Она сдалась под его невероятным обаянием”.
Мария Селянская. Дочь Евгения Евстигнеева.
Им пришлось оставить свои семьи, а Журкиной еще и уйти из театра. Вначале их приютил Сошальский. Позже им выделили отдельную квартиру. Красавицей-женой Евстигнеев гордился.
В 1968 году родилась дочь Маша, которую отец обожал. Его карьера шла в гору. А сыграв начальника пионерского лагеря, он и вовсе стал любимцем всей страны.
Неудивительно, что он привлек внимание режиссера Эльдара Рязанова, известного мастера лирической комедии. Рязанов снял Евстигнеева в четырех фильмах, и каждый раз для актера это был праздник.
А вот у жены карьера не задалась.
Красавица Лилия Журкина в основном сидела дома. Из театра ушла, в кино не приглашали. Разве что в эпизоды, прицепом к популярному мужу.
В театре “Современник” тем временем назревал раскол. Олег Ефремов в 1970 году возглавил МХАТ и позвал с собой цвет труппы. Дебаты шли жаркие.
В “Современнике” Евстигнеева обвинили чуть ли не в предательстве, а во МХАТе он не получил тех ролей, что хотел и мог бы играть.
Перейти во МХАТ Евстигнеева во многом побудила личная ситуация: Ефремов пообещал взять в труппу Лилию Журкину. Но главной причиной, перевесившей чашу весов, была их старая дружба с Ефремовым.
“Когда над Олегом Ефремовым нависли тучи, а мы после спектакля это обсуждали, Евстигнеев сказал: “Олег, если что-то случится, я с тобой. Куда угодно, с тобой всегда пойду”.
Станислав Любшин.
Он был рядом, когда позже Ефремов делил уже труппу МХАТа. К мнению Евстигнеева прислушивались. У него, что в театре случается редко, не было врагов.
Дома он перестал находить понимания. Журкину терзала собственная драма. Ее надежды устроить творческую судьбу таяли на глазах. В театре она играла только второстепенных персонажей. Добиваться чего-то самостоятельно не могла, а муж за нее не просил.
На фоне постоянных переживаний у Лилии начались проблемы со здоровьем. Постепенно она утратила шарм, стала язвительной. Стресс заглушала таблетками и алкоголем.
“Как-то мы ужинали у Карена Шахназарова. Застолье было таким милым, таким домашним. Мама Карена умела создать эту атмосферу. Мы хохотали, смеялись, шутили.
Мы ушли очень поздно. Стоим, ловим машину: я, Евгений, Лилия. Женя меня приобнял, и на ухо шепчет: “Саша, если бы вся жизнь была такой”.
Представляете? Вот не было у него тогда такой жизни”.
Александр Панкратов-Черный.
В 1986 году не стало Лилии Журкиной. Передозировка антидепрессантами. То ли случайно, то ли намеренно. Они прожили вместе больше 20 лет.
Евгений Александрович слег со вторым инфарктом. И тут судьба послала ему спасение.
“Это была какая-то химическая реакция. Он мне очень нравился внешне. У него был красивый голос. Это была любовь”.
Ирина Цывина.
В его жизни это было впервые. Молодая женщина окружила его почти материнской заботой. Все вокруг поражались, откуда во вчерашней студентке столько хозяйственности и женского тепла. Такого внимания и заботы в предыдущих браках он не встречал. И это его очень трогало. И он этим дорожил. Рядом с ней он вновь почувствовал вкус к жизни.
Его тяжелый разговор с Ефремовым и последующий уход из МХАТа состоялся накануне съемок “Собачьего сердца”. Переживания актера, который знал себе цену, знал, что еще нужен публике, идеально попали в роль, подняв ее до уровня гениальной.
Но ситуация с Ефремовым Евстигнеева сильно подкосила. Он тогда постарел за один день. В театр еще Евстигнеев иногда приходил на разовые роли, но уже как человек со стороны.
Никто так до конца и не понял, почему Ефремов неожиданно жестко обошелся со старым другом. Возможно, роковую фразу Олег Ефремов бросил в сердцах, а потом все исправить помешала гордость. Он позвонил Евстигнееву только через полтора года.
“Позвонил. И просил вернуться. И даже попросил сыграть Фирса в “Вишневом саде” во МХАТе”.
Ирина Цывина.
Фирса в к тому времени актер играл уже на вольных хлебах. Это была первая после перестройки частная антреприза. И она имела бешеный успех.
Он пережил обиду и Ефремову в тот раз не отказал, сыграв Фирса во МХАТЕ вместо заболевшего актера.
Но друзьями они больше не были. И в театр Евстигнеев не вернулся.
Он наверстывал многое из того, что упустил в жизни. Вместе с молодой женой дважды слетал в Австралию. Нежнее и ближе стали его отношения с детьми.
Он ушел как-то внезапно. И это стало для многих шоком. Ведь только два дня назад сидел с коллегами на банкете. Потом говорили, что его убила собственная впечатлительность.
Перед операцией на сердце в Лондоне хирург рассказал актеру обо всех рисках. И Евстигнеев мысленно проиграл сцену своей смерти.
Посетители Новодевичьего кладбища называют этот памятник – «Ручечник»
До конца своей жизни он оставался сильным и очень светлым человеком.
Когда на могиле актера устанавливали памятник, друзьям даже показалось, что это его очередная шутка.
Казалось, что он сейчас выскочит из-за деревьев и воскликнет: Ребята, хорош! Это была всего лишь шутка!