Поль Жане не принадлежит к числу философов, которых принято часто и много цитировать. Однако этот приверженец спиритуализма высказал немало ценных идей относительно природы человеческого разума. Большей частью воззрения и труды французского мыслителя были направлены на борьбу с традициями материализма.
Будущий философ появился на свет 30 апреля 1823 года в столице Франции. Поль Жане считается учеником В. Кузена. Ученый получил солидное образование. Окончив школьный курс, он прошел обучение в высшей парижской педагогической школе Эколь Нормаль. После этого Жане преподавал философские науки в Сорбонне.
В 1864 году Жане стал членом Академии моральных и политических наук. Ученый и педагог создал немало трудов в области философии. Вот лишь некоторые из написанных им произведений:
•«История политической науки в ее отношениях с моралью»;
•«Опыт о диалектике у Платона и Гегеля»;
•«Мораль»;
•«Конечные причины»;
•«Виктор Кузен и его творчество»;
•«Принципы метафизики и психологии»;
•«Основы философии»;
•«История философии. Проблемы и школы».
Фислософ много потрудился, чтобы создать свою собственную философскую систему. В ней нашли отражение традиции Аристотеля и Декарта, Лейбница и Канта, Кузена и Жуффруа. Жане ассимилировал взгляды предшественников и нередко привлекал их сочинения для обоснования отдельных моментов своей философской концепции. Однако решающее значение в формировании научных взглядов французского философа имели воззрения представителей спиритуализма. Это направление получило развитие в первой половине XIX века.
Жане известен своей непримиримой позицией в отношении материализма. Он боролся с этим направлением философской мысли на всем протяжении своей научной карьеры. Система Поля Жане нацелена на поиск оснований метафизики. Его позиция характеризуется стремлением к доказательности, обобщениям и широкому научному синтезу. По мнению Жане, философия должна превратиться в «науку наук», которая, впрочем, может ограничиваться фактами, известными в определенную эпоху. Поэтому любая научная система будет далека от своего завершения.
Жане не только признавал наличие прогресса, но и настаивал на этом утверждении. Философию он стремился рассматривать в контексте истории общества. Общий пафос системы французского философа состоял в том, чтобы обобщить знания, накопленные человечеством, используя для этого способы, свободные от противоречий.
Жане считал, что философия является такой же наукой, как и многие другие дисциплины.
Значимость поднимаемых философией вопросов он видел в самом характере такой проблематики. Философия полезна, поскольку она ведет человека к самопознанию и постижению истины, приучает ум к анализу отвлеченных вопросов.
Частные науки Жане считал подобием некоего продукта живой человеческой мысли. А философии он отводил место науки о фундаментальных законах мироздания.
Жане указывал на двойственность объекта философии, отдельно рассматривая человека и Бога. Из этого следовало деление философии на два раздела. Первый – философия человеческого ума. Второй – «первейшая» философия. Бога Жане считал воплощением высшего принципа бытия, пределом и последним словом науки. Без идеи Бога человек остается незавершенным существом.
Две основные части философии нераздельно связаны одна с другой. Они – единая наука. В философских исследованиях ученый должен двигаться от менее известного к более известному. Таким способом проявляется дух современной науки.
В качестве исходного положения своей философской доктрины Жане избрал учение об уме. Чем он при этом руководствовался? Тем, что собственный ум человеку известен лучше, чем общие причины и принципы бытия.
Философию человеческого ума Жане разделял на несколько ветвей знания. Вот эти разделы:
•логика;
•психология;
•мораль;
•эстетика.
Особое место в такой рубрификации занимает психология. Она призвана помочь в изучении «эмпирических законов». Остальные разделы науки об уме отражают идеальные цели, на которые должен быть направлен ум человека.
Много внимания в философских сочинениях Жане уделяется опровержению материалистического понимания действительности и, в частности, понимания Вселенной. Философ утверждал, что материалистическая концепция вещества несостоятельна и непоследовательна. Почему? Да потому, что на этом пути возникают непреодолимые трудности в объяснении природы живого человеческого мышления.
К опровержению материализма, по мнению Жане, приводит также детальный анализ форм движения. Природа, утверждает мыслитель, подчиняется закону причин, имеющих свои цели.
Целесообразность не способ действия ума, она характеризует саму природу. Подтвердить действие закона причины можно: для этого нужно лишь опираться на реальные факты.
Заслугой Жане в развитии научной методологии можно считать его стремление использовать в своей системе труды и достижения естествоиспытателей того времени. Однако правильный в своей основе метод имел идеалистическое основание, что мешало Жане встать на путь познания истины. Хотя его вклад в становление связи между естественными науками и философией нельзя отрицать.
Развивая свои взгляды против материализма, Жане считал необходимым классифицировать особым способом доказательства бытия Бога, которые выдвинули предшественники. Метафизические атрибуты божественного, считал французский философ, вполне могут быть охвачены мыслью ученого. Нужно лишь постараться отбросить всё, что относится исключительно к условиям бытия конечных вещей. Останутся лишь пять атрибутов:
•простота;
•единство;
•вечность;
•неизменность;
•безграничность.
Поль Жане критиковал идею пантеизма. Он считал, что это учение делает ничтожной любую индивидуальность. Бога пантеистов Жане считал существом спящим. А Бога спиритуалистов – бодрствующим началом.
Жане жил и занимался творчеством в тот период, когда естественные науки и философия переживали кризис. Это явление он связывал с засильем немецкого идеализма и распространением идей позитивизма. Этим концепциям мыслитель противопоставлял спиритуализм, считая, что данное учение наилучшим образом отражает свободу человеческого ума и подчеркивает достоинства разума. Именно со спиритуализмом, с его обновлением, Жане связывал будущее философии. Это направление философской мысли ученый резко противопоставлял не только материализму, но и основным идеалистическим концепциям.
Знаменитый французский философ ушел из жизни 4 октября 1899 года в Париже. Он совсем немного не дожил до начала нового столетия, которое открыло интереснейшие страницы в естествознании, благодаря чему в науке постепенно стал утверждаться материалистический взгляд на формы движения природных явлений.